Глава 7. Патологические контакты с нечеловеческими сущностями

Другие формы жизни, наряду с нашей — фольклор и волшебное царство — Нелюди — Эзотерические данные, относящиеся к этой концепции — Нечеловеческие души в человеческих телах — Проблема, которую они представляют — Их вредное воздействие на людей — Причина их притягательности для определенных типов людей — Проблема одноэлементных существ в четырехэлементной вселенной — Развитие элементалей благодаря ассоциации с магом — Трудности, которые это может вызвать — Отличие от спиритических руководителей

Наряду с нашей существуют и другие формы жизни, чья эволюция протекает на Земле. В фольклоре мы постоянно встречаемся с представлением об общении между человеческим и волшебным царством, о браке человеческого существа и феи, о похищении эльфами детей и подмене их другими и т. д. Будет опрометчиво считать, что все народные верования совершенно безосновательны. Поэтому давайте исследуем эти старые и грубые поверья и посмотрим, имеют ли они какое-то основание, и если да, то в чем заключается реальная природа фактов и проливают ли они свет на современные психические феномены, подобные рассматриваемым в данной книге.

Многие из нас встречали людей, которых можно справедливо охарактеризовать как нелюдей, лишенных души, — в том смысле, что обычные человеческие мотивы не действуют в их случае и обычные человеческие чувства им не свойственны. Мы не можем не любить их, так как они обладают большим обаянием, и вместе с тем мы не можем не бояться их, поскольку они распространяют вокруг себя безграничные страдания. Хотя они редко творят умышленное зло, они странным образом причиняют вред тем, с кем приходят в контакт. Со своей стороны, среди нас они несчастны и одиноки. Они чувствуют себя настолько чужими, что и сами обращаются против всех, и у них развивается зловредность, хотя это очень редко бывает намеренным причинением вреда. Благодарность, сострадание, вера в добро, моральность и благородство абсолютно чужды их натуре, т. е. столь же недоступны их пониманию, как дифференциальное исчисление. Однако они не аморальны, а просто не моральны. С другой стороны, они обладают такими достоинствами, как абсолютная искренность и большое мужество. С точки зрения человеческой этики они являются "нежелательными элементами", но у них все же есть своеобразная этика, которой они верны: согласно этой этике, прекрасно все то, что хорошо для них, — и это все, что они знают и, поскольку это касается их жизни, — все, что им нужно знать. При появлении на свет они обычно маленькие и легкие, обладают необычной физической силой и выносливостью, но очень подвержены нервному истощению и душевным потрясениям. В обществе они вызывают сильные симпатии или антипатии; они выказывают поверхностную привязанность к тем, кто их любит, но быстро забывают их. Благодарность и жалость чужды их натуре. К тем, кого они ненавидят (насколько они способны ненавидеть), они проявляют мелочную злобность; в любых жизненных отношениях они крайне безответственны. Нельзя описать их лучше, чем сказать, что они похожи на помесь персидского котенка и избалованной обезьянки. Они обладают грацией, холодностью и очарованием кошки и забавной зловредностью обезьянки. Многие люди ненавидят их с первого взгляда; другие очаровываются ими, так как с ними сопряжено ощущение неземной красоты и прилив жизненных сил. Я имела возможность изучить историю двух таких существ; интересно отметить, что оба были зачаты, когда их матери были под влиянием алкоголя. Имеется очень много информации об оккультных аспектах воплощения душ, однако лишь небольшая часть этих фактов попала в печать. Кое-что я изложила в своей книге "Эзотерическая философия любви и брака". В данной книге я не могу углубиться в эту тему, так как это уведет нас далеко в сторону. Однако для исчерпывающего рассмотрения нашей темы необходимо коснуться некоторых подробностей.

В момент полового союза формируется психический вихрь, напоминающий водяной смерч, — воронкообразное завихрение, которое поднимается в другое измерение. По мере слияния одного тела с другим вихрь поднимается во все более высокие планы. Во всех случаях принимает участие физическое, эфирное и астральное тела, поэтому когда вихрь поднимается до астрального плана, какая-либо душа, находящаяся там, может быть втянута в этот вихрь, если она созрела для воплощения. Таким образом она входит в сферу родителей. Если вихрь поднимается выше астрального плана, в эту сферу могут входить души более высокого типа, но достижение такой высоты — большая редкость, и поэтому говорится, что человек является порождением страстного желания, поскольку лишь немногие являются порождением чего-либо иного.

Однако этот вихрь может простираться не только вертикально вверх через планы (говоря метафорически), но и может — при определенных условиях, — так сказать, отклониться от нормальной человеческой линии эволюции, так что его открытый конец будет простираться в сферу эволюции другого типа жизни. При таких обстоятельствах теоретически возможно, что в воплощение в человеческом теле окажется втянутым существо из параллельной эволюции. Оккультисты считают, что иногда это случается, и объясняют этим иногда встречающиеся определенные типы непатологического отклонения от нормы.

Этих нелюдей их знакомые или обожают, или ненавидят. Они обладают особой привлекательностью для определенного типа темпераментов — типа, который психологи называют неустойчивым. Подсознание у них подходит очень близко к поверхности, глубина перекликается с глубиной, — и они инстинктивно тянутся к элементальному царству. Нет ничего более губительного, чем брак с нечеловеком, так как в его природе нет ничего, что может удовлетворить нормальную человеческую потребность в привязанности и симпатии. Единственной утешительной чертой в таком союзе является то, что всегда имеются законные основания для развода, так как мораль нелюдей есть мораль скотного двора.

Способность нелюдей причинять вред своим врагам сравнительно невелика, так как они, воплощаясь в человеческую форму, становятся чужаками в незнакомой стране, и беззащитны против обычных среди людей способов наносить вред. На самом деле они особенно беззащитны и беспомощны и сами остро страдают, находясь в обществе людей. Однако не так обстоит дело в их отношениях с друзьями. Кажется, что они могут безгранично наносить вред тем, кто их любит. Они действуют не умышленно и не со злым намерением, а подобны детям, которые от нечего делать обрывают крылья мухе, не осознавая, что они делают. Повинуясь законам своей натуры, они вредят существам человеческой эволюции. Но каким же другим законам они еще могут повиноваться? Для них подчинение нашим стандартам есть отрицание их глубочайших инстинктов.

Действие, которое они оказывают на тех, кто их любит, составляет такой заметный синдром среди психических патологий, что мы должны рассмотреть его детально. Человек, который вступает в связь с нечеловеком, глубоко возбуждается элементальными силами, которые находят доступ к нашей сфере через канал этой заблудшей и чуждой души. Он, так сказать, извлекается из нормальной человеческой среды и начинает блуждать на границах волшебного царства, и не может найти твердой почвы под ногами и поддержки для своей души. История о красивом молодом рыбаке и русалке хорошо иллюстрирует эту ситуацию. Она влюбляется в него, увлекает его к себе, и он тонет, так как не может жить в элементе (Стихии) Воды.

Объяснение любопытной способности этих нелюдей вызывать восхищение и причинять вред, возможно, заключается в том, что они принадлежат только одному элементу (Стихии), в то время как в человеке сочетаются все четыре. Любой элементальный контакт стимулирует нас, так как элементальные существа в обилии изливают жизненную силу своей особой сферы, и это оживляет соответствующий элемент в нас самих. Однако, если четырехэлементное существо увлекается в сферу одного элемента, оно отравляется чрезмерной дозой этого элемента и ощущает недостаток трех остальных. Именно по этой причине говорится, что смертные в волшебном мире всегда околдовываются или засыпают. Они никогда не живут там нормально, в полную силу своих возможностей.

Такая же трудная проблема встает перед нечеловеком, который оказывается завлеченным в нашу среду. Одноэлементному существу приходится контролировать и ассимилировать три дополнительных элемента, к которым он не привык и не приспособлен, и результат может быть губительным.

Однако нам недостаточно ограничиться описанием условий и состояния проблемы. Наша цель, по существу, практическая. Что можно сделать, если вы оказываетесь лицом к лицу с нечеловеком и входите с ним в контакт? Следует четко осознать, что любое бракосочетание человека с нечеловеком является безнадежной затеей. Во-первых, оно явится лишь прелюдией к разводу, так как нелюди неразборчивы по своим половым привычкам; во-вторых, в природе нечеловека нет ничего, что может удовлетворить высшие запросы человека. Мы не должны позволять, чтобы человеческая форма вводила нас в заблуждение, будто за ней существует человеческая душа. Нечеловек — это избалованное животное, а не родственное создание. Это, откровенно говоря, единственная возможная почва, на которой с ним можно сойтись. Если мы ожидаем от них не больше, чем от забавной птички, если мы обращаемся с ними так, как положено обращаться с котенком, мы максимально близко подойдем к разрешению проблемы, пока Черный Ангел милостиво не заберет их обратно в их царство, — а эта милость редко запаздывает, так как нелюди до старости обычно не доживают.

Люди тоже могут войти в контакт с элементальными существами, сами рискуя отправиться в сферы элементальной жизни. Такие контакты не обязательно приносят вред обоим царствам, при условии, что те, кто погружается в них, входит в такие контакты в ходе своей работы и исследований, однако это по плечу только продвинутым посвященным, а не новичкам.

Однако есть случаи, когда такой контакт может причинить вред. Человек, например, может быть плохо снаряжен для такого контакта или плохо приспособлен для этого предприятия. Возможно, он осмелится выйти за пределы своей глубины, переняв какую-то формулу от более опытного оккультиста, и применит ее без надлежащей подготовки. Или же нередко можно встретить людей, которые из предыдущих воплощений принесли тягу к контактам с элементальными царствами. В таких случаях может случиться, что с ними намеренно вступит в контакт элементаль, который уже имел опыт сношений с человеческими существами. А это в любом случае нежелательно, так как элементаль не обладает знанием человеческих условий, необходимых для того, чтобы позволить ему избежать причинения вреда своему новому Другу. В любом случае элементали имеют односторонний разум, и нежелательно, чтобы они выступали как старшие партнеры в контакте с человеческими существами. Вся эта проблема контактов с элементалями исключительно занимательна, но она слишком обширна и сложна, чтобы мы рассматривали ее в данной книге. Однако было необходимо упомянуть о ней, так как определенные случаи психических затруднений могут быть обусловлены неумелыми действиями по обе стороны Завесы.

Эти элементали или природные духи совершенно отличны от руководителей, с которыми входят в контакт спиритические кружки. Спиритическое движение очень хорошо организовано на Внутренних Планах, и беспорядочное руководство не допускается. Руководители фактически должны «заседать» с целью развития, то же делают и медиумы, и здесь всегда имеется поблизости какая-то опытная сущность, которая может прийти на помощь кружку, если что-то неладно. Западный Оккультизм был полностью дезорганизован и разбит многовековыми преследованиями, поэтому его состояние на Внутренних Планах отличается путаницей и сложностями даже вплоть до сегодняшнего дня. Здесь нет ничего похожего на хорошо организованную Спиритическую сферу. Ордена имеют определенные контакты и работают строго в их пределах; они поддерживают своих неофитов твердой рукой, а за пределами Орденов процветает хаос и астральный бандитизм, поэтому неразумно отваживаться заходить слишком далеко, не заручившись содействием опытного оккультиста, хорошо знающего техническую сторону применяемых методов.

Есть немало людей, для которых Царство Дэв (как иногда называют сферу, в которой обитают элементали и Духи Природы) имеет большую притягательную силу, и они пытаются посредством медитации и ритуала войти в контакт с ним. По моему мнению, непосвященному лицу безусловно рискованно пытаться сделать это. Это очень легко приводит к нарушению психического равновесия, если вообще не к настоящей одержимости. Дело не в том, что природные контакты вредны, а в том, что они вносят в человеческое сознание глубокое расстройство, так как возбуждают те атавистические глубины, которые психоаналитик стремится вскрыть средствами своей техники. Любой, кто знаком с литературой или практикой психоанализа, знает, что в этой системе важным фактором является обратная реакция; это кризис, который может временно сильно ухудшить состояние пациента и обострить все его симптомы. Когда мы входим в контакты с элементалями, мы получаем такую же реакцию, как и в психоанализе при прохождении цензора.

Лица, у которых подсознание лежит близко к поверхности, — такие, как деятели искусства, люди с причудами, неустойчивые личности, а также гении всех профессий, любят элементальные контакты, так как они стимулируют силы стихий в их природе, служащие для них источником их способностей и вдохновения. Но среднего гражданина, чье ментальное содержание организовано в значительной мере на основе подавления и компромисса (для того, чтобы он вообще мог быть гражданином к занимать свое место в организованном обществе), элементальные контакты выбивают из седла в большей или меньшей степени, в зависимости от пропорции подавления и компромисса в его воспитании. Компромисс — нормальный удел человечества; подавление — патология компромисса. Личность, которой уда-лось установить действенный компромисс между различными элементами свой природы, может позволить себе развлечься с Дэвами, не причиняя никому никакого вреда; но подавленная личность обнаружит, что она активно конфликтует с ними, так как они оказывают на нее такой же эффект, как и жесткий психоанализ. Мы иногда слышим о трагедиях, которые случаются от принятия осадка из бутылки с тонизирующим, одним из ингредиентов которого является мышьяк. Это вызвано тем, что бутылка не взбалтывалась как следует каждый раз перед приемом дозы, поэтому весь мышьяк выпал в осадок, собрался на дне и там достиг опасной концентрации. То же и с элементальными контактами; они являются сильным тонизирующим средством, но при неподходящих обстоятельствах могут достигать опасной концентрации.

Я никогда не встречалась и не слышала о случаях патологии, вызванной прельщением Стихией-элементом Земли; это не тот элемент, который обычно привлекает экспериментатора-любителя, хотя посвященный в состоянии оценить его ценность и значение. Однако я встречалась со случаями, когда сенситивные люди жили в горах, особенно в узких ущельях, где мало солнечного света, и после этого они стали одержимы страхом перед горами. Они боятся не того, что горы обрушатся на них, а того, что горы сомкнутся над ними, вроде того, как пещера замкнулась за детьми, которые последовали за Дудочником из Гаммельна. Психиатр, разумеется, распознает здесь симптом хорошо известной психоневротической болезни — клаустрофобии. Однако это не лишает мое утверждение силы: я считаю, что при более тесном знакомстве с элементальными царствами мы найдем ключ к обоим болезням — клаустрофобии и агорафобии.

Альпинистам также знаком этот специфический страх, который большие горы могут вселять в людей. Это не головокружение, не горная болезнь, — любопытная подавленность духа ошеломляющим величием природы. Та же самая сила, если она не достигает опасной концентрации, вдохновляет страстную любовь к горам или морю, которую так прекрасно воспел Киплинг в одном из своих стихотворений.

Патологическое влияние Стихии Воды может привести к очарованию такому сильному, что человек будет плыть в море, пока не утонет. Суинберн обладал этой чертой и обессмертил ее в некоторых своих стихотворениях ("Плыви, когда сердце наше требует и умоляет, исполненное жажды к морю"). Однажды его подобрало в открытом море британское судно; он неутомимо плыл за много миль от суши, увлекаемый в море течением, но не обращал внимания на опасность. Будучи спасен, он сидел на палубе, сушил на ветру свою копну рыжих волос и декламировал своим спасателям стихи о море, — зрелище, за которое можно было бы многое отдать.

Другой любопытный случай водной патологии я знала лично. Одна очень уравновешенная женщина, школьная учительница, была одержима ужасом перед бурным волнением. Она всегда заявляла, что если бы она пошла погулять по берегу моря во время шторма, то волны стали бы «охотиться» за ней. Она жила у моря, но ее отвращение к волнам было так велико, что она во время прилива не решалась выходить на прогулку. Избавилась от своего страха она весьма любопытным образом. Она приняла посвящение в Ко-Масонство и обнаружила, к своему удивлению, что с того дня больше не боится моря. Я не комасонка, и, может быть ошибаюсь, но я, думаю, что Ко-Масонство отличается от других видов Масонства тем, что в нем применяется вызывание элементалей.

Элемент Воздуха, как известно всем оккультистам, очень коварен в обращении с ним. На Степени Воздуха в Пути посвящен-ных больше, чем на других Степенях, и редко приходится видеть Ритуал Воздуха, во время которого ничего не свалили и не опрокинули. Это очень вздорный элемент, и когда он находится в работе, операторы склонны ссориться и пререкаться. Он также тесно связан с полом, как это обнаруживается в его символике. Если оккультист делает магический круг и по какой-либо причине желает запечатать его Керубимом Элемента (а не Архангелом, как чаще всего поступают), и чувствует, что не сможет как следует начертать Орла, символическую форму Керуба Воздуха, — он использует зодиакальный знак Скорпиона. Эволюционная связь между змеями и птицами хорошо известна биологам; но задолго до Дарвина посвященные использовали Змею и Орла, чтобы символизировать несублимированный и Сублимированный аспекты жизненной силы. Скорпион связан со Змеей через Дракона.

У меня был очень любопытный опыт в связи с Элементом Воздуха. Я не выдам тайны, если скажу, что определенные степени посвящения имеют отношение к Элементам, так как этот факт общеизвестен и слишком очевиден. Начнем с того, что я очень плохо переносила высоту, а так как Бездна относится к Элементу Воздуха, то очевидно, что я не имела естественного средства обращения с ним. Церемония проходила исключительно плохо даже для Ритуала Воздуха. Двое главных действующих лиц, муж и жена, поддерживали репутацию этого элемента как очень склочного и устроили семейную ссору посреди процедура, в большом изобилии были и обычные неурядицы.

В течение следующих двух недель я жила в гуще катаклизма битья посуды. Мой путь был усеян осколками двух чайных сервизов и всех каминных украшений. Украшения эти сами падали в камин одно за другим, причем два из них буквально на коих глазах. В то время я не знала, что Элемент Воздуха имеет такую дурную репутацию. Однако я почувствовала, что происходит что-то странное, и обратилась за разъяснениями к своей наставнице. Это ее очень позабавило, а меня — нет, так как именно моя посуда служила материалом для этих феноменов. Она посоветовала мне войти в симпатический контакт с Сильфами, поскольку посвящение, очевидно, оказалось не вполне успешным. Я попыталась это проделать, но безуспешно, так как я находилась тогда в Лондоне, а в городе элементальные контакты (за исключением Огня) успешно осуществить невозможно. Период битья посуды продолжался, и я стала пользоваться оловянными кружками и стаканами, так как видела, что бесполезно доставать фарфоровую посуду, пока ситуация не уладится. Затем я уехала на летние каникулы и однажды очутилась на вершине большого изолированного холма в солнечную и ветреную погоду. Я очень хорошо осознавала близость элементальных царств. Воздух казался полным серебряных искр; это всегда является признаком того, что завеса тонка. Там не было никого, за исключением нескольких близких и верных мне друзей. Я повернулась лицом к ветру и подняла руки для призыва. Вдруг мы увидели внизу фигуру, которая ломилась через препятствия, перепрыгивала канавы и быстро бежала по направлению к нам. Наконец мы узнали в ней еще одного из наших друзей, и когда он присоединился к нам, то сказал, что ощутил внезапный толчок, и непреодолимый импульс погнал его на вершину холма. Затем все мы, не сговариваясь, начали выполнять Танец Стихий, кружась на вершине холма, как танцующие дервиши. К счастью, поблизости никого не было, но я не знаю, оказало ли бы влияние чье-то присутствие, так как все мы были охвачены порывом и воздух казался полным стремительно движущихся золотых огоньков, ровно рассеянных на ветру. В течение нескольких последующих дней мы, по-видимому, были заряжены элементальной энергией от этого необычного танца.

Интересно отметить, что мы танцевали в круговом движении, причем еще и вращались вокруг своей оси, и что мы танцевали и вращались в направлении движения солнца. Все это случилось спонтанно, причем приток стихий подхватил и понес нас. Я никогда не знала более великолепного опыта. Это поистине бы-ло божественное опьянение, как в мистериях. После этого битье посуды прекратилось.

Я уже отмечала, что очень плохо переносила высоту. Я обнаружила, что это значительно ослабляется, по крайней мере на время, посредством вызывания Воздуха. Я считаю, что любопыт-ный импульс, заставляющий людей без всякой причины кончать с собой, бросаясь с высоты, сродни импульсу, который заставляет людей, одержимых Стихией Воды, заплывать в море, как в случае с Суинберном.

Эти кажущиеся беспричинные самоубийства Водой и Воздухом, по моему мнению, являются формой единения с Богом, — идея о таком единении лежит в основе человеческой жертвы. Существует два вида человеческой жертвы — добровольная и принудительная. Принудительное жертвоприношение, когда пленник сопротивляется или его одурманивают и приводят в пассивное состояние, используется не для умилостивления Бога, как обычно думают, а для того, чтобы жизненные силы жертвы послужили в качестве основы для проявления. Добровольное жертвоприношение, в котором жертвой является жрец или пок-лонник Бога, имеет своим мотивом идею единения с Богом, не-безызвестную христианским мистикам, которые стремились к его достижению с помощью умерщвления плоти, в то время как почитатели Джагтернаута (одно из воплощений Вишну) достигали его посредством самоуничтожения.

Европейская вера в то, что каждый человек имеет только одну жизнь, вселила в нас представление о смерти как о величайшем зле. Поэтому европеец обычно не идет на смерть, когда объединяется со Стихиями, лишь его высшее «я» отходит от воплощенного тела, оставляя тело, населенное чем-то вроде действующего автомата, который быстро дегенерирует. Каково бы ни было состояние отошедшей души, это должно серьезно задерживать и искажать эволюцию человеческой Монады, если она свернет в сторону Дэва-эволюции. Не исключено, что неко-торые существа, которых мы на первый взгляд можем опре-делить как нелюдей, на самом деле суть люди, у которых в кармическом наследии имеется фаза, проведенная среди Дэв. Здесь есть очень интересное поле для исследования, ожидающее человека, который займется систематическим исследованием прошлых жизней слабоумных и ненормальных душ.

Патология Стихии Огня также редка, хотя возможно, что к этому классу относятся бесцельные поджигатели и пироманьяки. Я лично никогда не имела возможности исследовать такие случаи. Один из них описывает Элджернон Блэквуд в своем очень интересном рассказе "Возрождение лорда Эрни", опубликованном в его сборнике коротких рассказов под на-званием "Невероятные приключения". Несомненно, этот автор очень любит черпать свое вдохновение из царства Дэв и дает несколько интересных исследований по данному предмету, ко-торые разбросаны по его книгам.

В любой естественной географической единице развивается нечто вроде сверхдуши, и там, где имеются заметные различия, сверхдуша может стать весьма определенной сущностью. Если среди обитателей данного места есть такие, кто сенситивен к Невидимому, у них может образоваться сродство или отвращение к этой сверхдуше. Большой лес имеет весьма заметную личность, и всегда найдется несколько белых людей, которые могут сопротивляться ее влиянию, иначе они заметно переменятся и утратят человеческие черты, если будут подвержены этому влиянию длительное время без компании других людей их расы. Туземцы же, с другой стороны, по-видимому входят в нее и являются ее частью.

Хорошо известно, сколь часто деревья служат объектом поклонения во всех частях света. Они имеют яркие личности и сильные магнетические поля. Весной, когда поднимаются соки, даже непсихики часто могут видеть ауру деревьев. Ее можно легче всего увидеть, если встать на расстоянии около 200 ярдов (180 метров) и смотреть на небо над верхушкой дерева. Можно заметить ауру как беловатое облачко, окружающее верхушку дерева и обычно медленно покачивающееся из стороны в сторону.

Существует некоторый любопытный антагонизм между человеком и вязами, а что касается орхидей, то все сенситявные люди согласны с тем, что в них есть что-то зловещее. И вся тропическая растительность очень сильна по сравнению с людьми. Под колоссальной стимуляцией солнечного огня элементальные силы в них концентрируются до опасной степени. Я лично не знакома с населением западного побережья Африки, однако из того, что я узнала, я сделала вывод, что элементальные силы ч соответствующее поле, благодаря заклинательным ритуалам между ними, более, чем климат, ответственны за дурную славу "могилы белого человека", которую приобрела эта местность. Существуют и другие места, где климат такой же жаркий и влажный, например, Бирма, но нет другого места, которое порождало бы такое же падение нравов. Единственное место, которое можно сравнивать с ним, — это Карибское море, но оно порождает не столько деморализацию, сколько ярость и агрессивность, совершенно не свойственные расовым чертам обитающих там народов.

Глава VIII

РИСК, СВЯЗАННЫЙ С ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЙ МАГИЕЙ

Эзотерическая теория о природе зла - Каббалистическая система -Негативное Зло - Позитивное Зло - Клиппот -Несчастный эксперимент с геомантией - Случай одержимости демонами Абрамелина - Источник опасности практического оккультизма - Случайности, происходящие во время выполнения церемониалов - Несчастный случай, обусловленный разрывом круга во время изгнания духа - Странная смерть на о-ве Ионы -Различие между церемониальной магией и посвятительными церемони­ями - Предубеждение м-м Блаватской против церемониала - Необходи­мость церемониала на Западе

Для адекватного рассмотрения проблемы психической самозащи­ты мы должны разобраться в предмете, о котором мало написано, -природы сил разумного и организованного зла.

Как великие религии древнего мира имели как своих благодатель-ных божеств, так и своих злых богов, причем они не называли злых богов дьяволами. В индуизме есть Шива и Кали, в египетской системе - Сет, Бесз и Тифон, в греческом пантеоне -Плутон и Геката. Все другие религии также имеют свои ангельские хоры, своих Архонов (строителей) и всю небесную иерархию. Лишь протестантское хрис­тианство забыло свою ангиологию (раздел анатомии) и сделало Со­здателя одновременно и Архитектором, и Строителем Вселенной, который без чьей-либо помощи создал человека из праха земного. Однако если мы обратимся к поэме «Утраченный Рай», мы обнару­жим, что Мильтон был знаком с божественной и дьявольской иерар­хиями, которые были подчинены определенной системе. Любой, кто знаком с Каббалой, признает, что в лице Мильтона он встречает собрата-каббалиста.

В Каббале мы находим эзотерическую сторону Ветхого завета. Я предполагаю использовать каббалистическую терминологию для объ­яснения эзотерической теории зла, так как, во-первых, с этой терми­нологией я лучше всего знакома; во-вторых, она составляет основу Западной оккультной мысли и на ней основана вся средневековая магия, а также значительная часть современной магии; в-третьих, она, на мой взгляд, является исключительно ясной, последователь­ной и исчерпывающей; кроме того, эта система освящена древностью, поэтому меня нельзя будет обвинить в том, что я фантазирую или фабрикую свою собственную систему. Чтобы придать своим концеп­циям ясность, мне придется дать краткое объяснение каббалистичес­кой доктрины. Поскольку я не имею возможности углубляться в изложение этой обширной системы, я просто дам догматическую формулировку некоторых постулатов и объясню их путем иллюстра­ции, а не путем доказательства, достигнув, таким образом, макси­мальной ясности за счет минимума затраченного места.

Посвященные различают два вида зла - Негативное (Отрицатель­ное) Зло и Позитивное (Положительное) Зло. Негативное Зло явля­ется полярной противоположностью добра. Поясним это на примере. Каждое действие рождает некоторое противодействие. Движение пули уравновешивается отдачей ружья. Всякий движущийся предмет до­лжен иметь какую-то опору - нечто твердое, от чего он отталкивается. По скользкой поверхности идти трудно, так как она не оказывает сопротивления. У нас под ногами должно быть нечто, обо что можно упереться и оттолкнуться, что дает нам при каждом шаге импульс, направленный вперед. Негативное Зло - это опора Добра; это при­нцип сопротивления, инерция которой дает Добрую точку опоры.

Но негативное Зло - нечто большее, чем это. Мы могли бы назвать принцип сопротивления «негативным» аспектом Негативного Зла, так как оно имеет также и «позитивный» аспект - Принцип Разруше­ния. Мы можем наилучшим образом объяснить космическую функ­цию Принципа Разрушения, назвав его эзотерическим наименовани­ем: Мусорщик Богов. Его функция -делать уборку за продвигающим­ся приливом эволюции, устранять то, что стало бесполезным, чтобы оно не заглушало и не тормозило эволюционную жизнь.

Теперь мы находим ответ на вечную загадку, почему Бог терпит Дьявола. Дьявол - это космическая опора и Мусорщик Богов. Именно этот аспект зла получил очень детальное символическое отображение в пантеонах других верований; таковы аспекты Шивы и Кали или Плутона и Гекаты. Мы видим теперь, почему эти силы сопротивления и разрушения отнесены к разряду богов, а не лемонов - ведь они суть противодействия, подчиняющиеся космическому закону, а не силы анархии и хаоса.

Рассмотрим теперь Позитивное Зло. Оно также имеет «негатив­ный» и «позитивный» аспекты. Его «негативный» аспект - это чистый хаос, бесформенная субстанция и неупорядоченная сила. Его удачно называют Космическим Недоноском. Попасть в сферу «негативного» Позитивного Зла - все равно, что увязнуть в психической трясине.

Теперь мы готовы рассмотреть сферу «позитивного» Позитивного Зла, т. е. самих демонов или Клиппот, как огни называются в Каббале. Чтобы понять их значение, нам придется сделать еще один экскурс в каббалистическую философию.

Считают, что Создатель привел вселенную в проявление посред­ством ряда Божественных Эманации, числом десяти. Они называют­ся Десять Священных Сефирот и изображаются в определенном порядке на диаграмме. Это знаменитое Древо Жизни, ключ ко всей символике. Сефирот не были эманированы независимо каждая из Божественного Источника, наоборот, они вытекали одна из другой. Когда одна Сефира эманировала другую, то эти обе Сефиры, как говорят, находятся в равновесии, компенсируют друг друга. Однако в течение эманации какой-либо Сефиры есть период, когда сила еще не пришла в равновесие и выступает вперед без поддержки, как недостроенная арка. Именно эта нескомпенсированная сила, эманировавшая во время период неуравновесия и никогда впоследствии не поглощенная после учреждений новой сферы, и образует Позитивное Зло. Следовательно, имеется десять видов Позитивного Зла - столько же, сколько и Божественных Эманации.

В эти сферы идут, в зависимости от своей разновидности, все злоумышления человеческого сердца, которые не нейтрализованы раскаянием или не компенсированы избытком добра у других членов той же самой групповой души. Здесь содержится глубокая оккультная доктрина, в которую мы сейчас не имеем возможности углубляться; будет достаточно сформулировать ее в догматической форме при объявлении каббалистической концепции Клиппот. Если мы примем во внимание все, что накопилось в этих десяти сточных ямах безза­кония со времен Атлантидской Магии, во время упадка Вавилона и Рима и вплоть до Великой Войны, мы можем догадываться о том, что выходят из них, если их печати взломаны. Из них не только эмани-руют влияния, которые искушают и развращают души, каждую со­гласно ее восприимчивости, но и в ходе времени образовались злые разумные сущности. Они, по-видимому, возникли благодаря дея­тельности Черной Магии, которая воспользовалась этой субстанцией зла и организовала ее для своих собственных целей. Образованные таким путем существа брали независимое существование, развились и наплодили себе подобных. Они появляются как сновидения и гал­люцинации и могут производить значительное число объективных феноменов, таких как шум, следы слизи или крови, светящиеся шары, сверх( всего - зловоние, на редкость острое.

Десять Божественных Эманации олицетворяются в виде десяти Архангелов, а Десять Дьявольских Эманации - как десять Архедемонов. Именно они служат Именами Могущества в Магии. Итак, каж­дая Сефира имеет свою оборотную сторону в виде соответствующего клиппотического демона. Посвященный адепт всегда приобретает контроль над демонической силой, прежде чем пытаться использо­вать ангельскую силу, с которой (при помощи соответствующих спо­собов) можно вступить в контакт в каждой Сефире. Если же он не сделает этого, он вступает в контакт с ними обоими одновременно. Более того, планеты, элементы (стихии) и Знаки Зодиака - все они тесно связаны с Сефирой, располагаясь на Древе Жизни в порядке, известном только посвященным.

Посвященный адепт соблюдает чрезвычайную осторожность в своих действиях, когда он работает с этими могущественными силами, т. к. он знает, что на заднем плане всегда таятся Клиппот. Непосвящен­ный оккультист беззаботно бросается вперед, манипулируя именами Могущества, которые он подобрал из бесчисленных книг на эту тему, которые ныне доступны широкой публике, думая, что если он не вызовет демонов, то он не добьется их. Он забывает, что каждая планета - это одновременно Декилл и Хайд (хороший и дурной ас­пекты личности из повести Р. Стивенсона). Вследствие этого цере­мониальная магия приобрела плохую репутацию, благодаря неприят­но частому повторению несчастных результатов, так же как было и с хирургией до Листера (Пастера?). Но причиной неприятностей явля­ется именно несовершенная техника.

Однажды я выполняла некоторую экспериментальную работу по геомантии, которая представляет собой метод гадания, относящийся к Элементу Земли. Сейчас все гадания, выполняемые при помощи соответствующих эзотерических формул, всегда начинаются с вызы­вания гения, который руководит данной операцией. Гении геомантии не очень высокого типа. Я была не очень хорошо знакома с методом и пыталась соорудить свою остроконечную фигуру на клочке бумаги, вместо того, чтобы воспользоваться подносом с влажным песком, ккк я обычно делала. Операция начала портиться, и комната наполнилась страшным зловонием сточной канавы. Я немедленно совершила изгоняющий ритуал и воздух очистился; однако не было никаких сомнений относительно объективности этого феномена в то время,когда он длился.

Очень интересный случай представлен в «Оккультном обозрении» за декабрь 1929 г. в письме редактору за подписью X. Кэмпелл:

«Желая получить некоторую информацию, которую я не могла получить обычным путем, я обратилась в Системе Абра Мелин и для этого изготовила копию необходимого Талисмана, выполнив его как можно лучше, насколько мне позволяли мои скромные познания. Выполнив ритуал, я принялась за очистку своего «рабочего места». Небольшое знание - опасная вещь; мой ритуал был несовершенным и я лишь привела Талисман в негодность, нисколько не ослабив действия вызванной сущности. Это выглядит как грубая небрежность с моей стороны, и в определенной мере так оно и есть, однако я хотела бы подчеркнуть, что мое знание этой системы, а следовательно и мой ритуал, были несовершенными; во всяком случае, мне не был показан метод одоления этой сущности, если она вызвана. Результаты были следующие.

К несчастью, я не обратила внимания на дату, когда начались эти события, но первый признак неприятностей, должно быть, пришелся на или около 3 марта 1927 г. Я могу угадать дату очень точно, так как меня научили, что проявления всегда являются самыми сильными в период новолуния, и после операции я пошла спать. Помню, что я внезапно проснулась со смутным ощущением ужаса, угнетающего меня; однако это был необычный ужас от ночного кошмара, а навя­занная эмоция, которую можно было сбросить усилием воли. Она прошла почти сражу же, как только я встала, и я больше не думала о ней.

Далее, 2 апреля или около этого, меня снова потревожило то же чувство, однако я сочла его просто за тяжелый кошмар, хотя мне бросилось в глаза то, что мой сон был потревожен в конце новолуния; а когда луна стала полной, ночи снова стали спокойными.

В новолуние на 1 мая беспокойство снова вернулось. На этот раз оно было гораздо более сильным и потребовалось почти нестерпимо­го усилия воли, чтобы отогнать его. Кроме того, примерно в то же время я впервые увидела сущность, которая быстро завладела мною. Она отнюдь не была неприятной на вид. Ее глаза закрыты и она была бородатой, с длинными мягкими волосами. Она производила впечат­ление слепой силы, которая постепенно пробуждается к деятельнос­ти.

Прежде чем продолжить, я должна внести ясность в следующие три момента. Во-первых, нападение на меня никогда не производи­лось дважды в одну и ту же ночь. Во-вторых, когда я говорю о физических событиях, битье стекла и голосах, они никогда (за одним абсолютно необъяснимым исключением) не были подлинными, а были только наваждениями; и это приводит к третьему моменту. Ни один из этих инцидентов не произошел, когда я спала. Всегда я просыпалась от ужаса и яростно боролась, чтобы сбросить наважде­ние. У меня и раньше бывали кошмары, но ни один из них не владел мною целыми минутами подряд, как делала эта тварь, и не толкала меня выброситься из окна, расположенного на высоте 10 футов (3 метра).

Первое указание на то, что эти визиты абсолютно выходят за рамки обычных событий, пришло 30 мая. Около полуночи меня внезапно разбудил голос, громко воскликнувший: «Берегись!», и я тут же уви­дела красную змею, которая извивалась под моей кроватью и дости­гала пола своей головой. Как только она попыталась напасть на меня, я выпрыгнула в окно и упала на землю среди розовых кустов без всякого вреда для себя, если не считать сильного ушиба руки.

После этого все было абсолютно тихо вплоть до 30 июня, когда наступил настоящий кульминационный момент. Я снова увидела тварь в ночь на новолуние и заметила, что ее внешность сильно изменилась. Она выглядела гораздо более активной, а ее длинные волосы сменились змеиными головами. На следующую ночь я была разбужена сильным шумом и выпрыгнула из постели. Я увидела, что шум производит большой красный обелиск, который вломился в западную стену моей комнаты и упал на восточную стену, разбив обе стены и окно вдребезги, но оставив неприкосновенной мою постель, которая находилась в нише слева от его пути. По пути он разбил все зеркала, так что пол и постель были усеяны битым стеклом и дере­вянными щепками. На этот раз наваждение должно быть длилось несколько минут; я не осмеливалась пошевелиться, боясь, что он заденет меня, а чтобы достать спички, которые, я знала, спасут меня, мне пришлось бы нагнуться через всю постель, рискуя порезаться осколками стекла. Хотя в глубине сердца я знала, что все это было обманчивым, у меня не было сил пошевелиться. Я могла лишь стоять там, ничего не в состоянии сделать, глядя на разгромленную комнату в состоянии безнадежного ужаса.

А теперь наступает самая необычная часть всей этой истории. Когда я наконец справилась с наваждением, я снова легла в постель смертельно утомленная; и я знаю, что единственный звук, который я произвела той ночью, - это мой прыжок на пол, а кроме того, моя комната находится по крайней мере в сотне ярдов (90 м) от местона­хождения остальных членов моей семьи; и тем не менее на следующее утро за завтраком меня спросили, что это был за ужасный шум в моей комнате ночью.

После этого я поняла, что игра проиграна. Я не принимала все эти события покорно, но я знала, что не в состоянии поставить под контроль силу, которую я привела в действие. В отчаянии я обрати­лась к одной хорошей подруге, которая, как мне было известно, знала больше об этих вещах. Она, не колеблясь сразу пришла мне на по­мощь, и с того дня доныне абсолютно ничто больше не беспокоило меня.

Таков случай, и я надеюсь, что он может послужить предостере­жением для тех, кто учтет мое безрассудство и будет обращаться с величайшей осторожностью с любыми опубликованными системами магии и не будет пользоваться ими вообще, пока не приобретет полнейшего контроля за вызываемыми сущностями».

Среди широкой публики, не увлекающейся оккультизмом, резуль­таты неудачной магической операции никогда не видны, а единствен­ные доктора, которые сталкиваются с ними, - это их сотоварищи-посвященные, которые одновременно являются медиками, но огни, естественно, хранят молчание. Такие катастрофы имеют различную степень серьезности - от сильного испуга до фатального исхода.

Я не могу сказать много на эти темы, так как они относятся к разряду наиболее засекреченных оккультных сведений. Однако мож­но дать достаточно указаний на то, что при определенных обстоятель­ствах может быть раскрыто на опыте. Впрочем, я ни на йоту не верю в то, что с клиппотическими демонами можно встретиться иным путем, кроме церемониальной магии. Они - такая же редкость, как сибирская язва в Англии, однако целесообразно познакомиться со способом их проявления, чтобы вы могли распознать их, если встре­титесь с ними.

Подавляющее большинство дилетантов в оккультизме защищены благодаря своей неумелости. Им не удается достичь результатов, а следовательно, и причинить вред; однако если они достигнут успеха, они обнаружат, что их руки наполнятся. Серьезный ученик, если он не работает под опытным руководством, может также оказаться в затруднительном положении - по различным причинам.

Он может быть недостаточно опытен в предпринятой операции, так как в магии теория - одно дело, а практика -другое. Изучающий оккультную науку часто берет какую-нибудь формулу из книги и пытается воспользоваться ею. С таким же успехом он может изучить инструкции в книге по хирургии и попытаться сделать операцию. Большинство формул неполны, они всегда требуют неописанных действий. Некоторые варварские «имена для вызывания», которые непосвященные используют как Слова Могущества, - это в ействи­тельности начальные буквы какой-то мантрической фразы или фор­мулы. Однажды я наткнулась на вызывание, в котором Словом Мо­гущества было Веарв. В результате расследования оказалось, что это аббревиатура словосочетания Великий Архитектор Вселенной.

Даже опытный оккультист может оказаться в затруднительном положении, если принимается за магическую работу, будучи нездо­ров, утомлен или даже немного подвыпивши, так как «немного» превращается в «много», когда начинают манипулировать Невиди­мыми Силдами. То же самое относится и к каждому из его ассистен­тов. Цепь не прочнее своего самого слабого звена, и если кто-то один из членов команды не в состоянии справиться с силдами, то это грозит неприятностями всем; Ритуальная ложа - не место для слабых личностей, даже если они имеют самые хорошие намерения.

Сегодня в оккультизме имеется огромное множество дилетантов. Многие из них безвредны, так как они не достигают совершенно никаких результатов; однако нет никакой гарантии, что они не на­ткнутся на что-то такое, что действительно работает. Возьмите, на­пример, объявления в различных оккультных периодических издани­ях, предлагающие снабдить вас «безотказными амулетами». Здесь происходит одно из двух - либо они не действуют вообще, в таком случае в просто зря потратите на них свои деньги; либо они действуют посредством некоторой силы, которой они были заряжены. Какова природа этой силы и знают ли лица, изготовившие амулет или талис­ман, на самом деле, что они творят? Приняли ли они предосторож­ности и связали худший аспекг, прежде чем магнетизировать амулет высшим аспектом силы? Это элементарные предосторожности, ко­торые соблюдает практический оккультист, прошедший надлежащую тренировку. Знаком ли с ними тот, кто готовил талисман?

Далее, допустим, кто-то покупает книги по магии из вторых рук. Кто был их предыдущий владелец и для каких целей использовались эти книги? Или кто-то покупает новую книгу, выброшенную на рынок какой-то оккультной школой с пропагандистской цель. Эти книги часто магнетизируются, прежде чем их выпускают в продажу, и тем самым образуют магнетическое связующее звено между покупателем и Орденом, который инспирировал издание книги. Или же к группе может присоединиться человек, который раньше был связан с другой оккультной группой, имевшей низменные контакты. Если не при­нять надлежащих мер предосторожности, то этот человек принесет с собой психическую инфекцию, и его сотоварищи могут иметь непри­ятные переживания.

Я хорошо помню, как один очень опытный оккультист сказал мне, что для безопасности в оккультизме нужны две вещи: правильные мотивы и подходящие сотрудники. Мы тешим себя иллюзиями без­опасности, если верим, что хорошие намерения являются достаточ­ной защитой. Мой совет будущему ученику -взывать к Учителю, чтобы он послал ему посвятителя, и отказаться от попыток любой практической работы, пока он не убедится вполне, что этот посвяти-тель найден.

Я не имею здесь возможности углубляться рассмотрение ни пред­осторожностей, которые следует принимать против неблагоприят­ных происшествий в практической оккультной работе, ни средств, которые следует применять, если происшествия произошли; я лишь укажу признаки, по которым можно распознать такую случайность. Это все, что можно сделать, и все, что необходимо в книге этого типа; посвященный и без моих советов знает, что нужно делать, непосвя­щенный не может сделать ничего и должен искать помощи. Ему вполне достаточно знать, когда такая помощь необходима.

Если течение магического церемониала складывается неудачно, то сила «закорачивается», и кого-то - это может быть либо оператор, либо самая слабая личность в составе команды -»вышибает», как будто он получил удар от невидимого боксера. Если его вышибает, он будет ошеломлен и получает очень неприятную встряску и будет находиться в таком состоянии несколько дней, а может быть и недель, пока не придет в себя. Он будет находиться в состоянии полной прострации и сильного ментального замешательства, которое будет постепенно ослабевать.

Если у него нет какого-нибудь органического дефекта (такого, как наследственная психическая неустойчивость, порок сердца или от­вердение артерий), он с течением времени полностью восстановит свое здоровье; но если имеются один из этих дефектов, то, естествен­но, его ждут большие неприятности, поэтому не следует принимать участие в оккультных экспериментах. Лично я не верю, что невиди­мые силы сами по себе способны вызвать смерть или стойкое рас­стройство без какого-либор физического повреждения. Если человек сходит с ума в результате психического шока, то это происходит в том случае, если он попадает в железнодорожную катастрофу или испы­тывает какое-то другое сильное эмоциональное переживание. Как правило (если психическая атмосфера не требует противоположно­го), нет никакой необходимости совершать изгоняющие действия или принимать меры против одержания, так как сила сама собой рассеивается в самом акте причинения шока.

В начале своих занятий оккультизмом я развивала свои силы очень быстро, так как я в полном объеме восстановила память о прошлых воплощениях, а вместе с ней и способности, приобретенные в пред­ыдущих жизнях, и я много раз получала суровые потрясения, прежде чем обучилась технике обращения с невидимыми силами. Ни она моя ошибка не принесла мне длительных болезненных переживаний, хотя, по-видимому, в одной ситуации мои друзья вовлекли меня в очень затруднительное положение.

В начальные дни моей оккультной карьеры ко мне направила одну девочку наша общая подруга, которая сказала мне, что мать этой девочки, ревностно изучавшая оккультизм, по-видимому, оказывала ужасное влияние на свою дочь. Мать была вдовой, она жила вместе с дочерью в очень хороших материальных условиях; но как только девочка заводила друга или проявляла желание покинуть дом, мать вытворяла необычные штуки - входила ночью в комнату дочери и чертила в воздухе около ее постели какие-то знаки. Все это оказывало на девочку очень своеобразное действие. Она чувствовала, что неспо­собна освободиться от ментального господства матери над собой, и она начала чахнуть любопытным образом. Когда я увидела ее, она хотя и начала выздоравливать, выглядела буквально как жертва голо­дания.

Я выполнила психическое исследование и пришла к мнению, что мать работала посредством какой-то сущности, которую она получи­ла в обладание. Как это было сделано в данном случае, я не знаю, но такие вещи обычны в оккультизме. Я приняла решение заняться этим случаем и прогнать, а если возможно, то и уничтожить этого искус­ственного элементаля. Я находилась вдали от группы, с которой я обычно работала, но вокруг были люди, остро интересующиеся ок­культизмом всякого сорта и рода, и мне не составило труда подобрать компанию людей, готовых помочь мне в моем предприятии.

Я не имела никаких сомнений, приступая к этому делу. Второсте­пенный элементаль, направляемый женщиной, обладавшей кустар­ным знанием магии, не казался мне грозным противником. Я уже достаточно наблюдала оккультную практику, участвовала в проведе­нии подобных операций и владела необходимыми формулами. Поэ­тому я обошла город, попросила некоторых друзей помочь мне, а других прийти и посмотреть на забавное представление. Откровенно говоря, мы были настроены как компания мальчишек, собравшихсяна травлю крыс.

Мы встретились в назначенное время и место. Образовали круг и приступили к работе. Метод, который я наметила применить, требо­вал, чтобы я оставила свое тело, а роль группы фактически состояла в том, чтобы присматривать за ним, пока я была вне его, чтобы ему не был причинен никакой вред. Я довольно легко вышла в астрал, сделала свое дело и вернулась, очень довольная собой, так как это была моя первая совершенно самостоятельная операция, а не под надзором моего наставника.

Когда ко мне начало возвращаться мое физическое сознание (это похоже на то, что приходить в себя после анестезии), я ощутила что-то вроде работы какой-то машины и почувствовала себя так, словно лежу на какой-то бугристой поверхности. Я открыла глаза и увидела что-то коричневое, вздымавшееся надо мной до огромной высоты. Когда я привела в порядок свои чувства, я обнаружила, что лежу на полу около панели, поперек ног какого-то несчастного мужчины, который таким образом оказался крепко прижатым к стене; он тряс своими ногами, а я ощущала это как вибрацию какой-то машины. Медленно и неохотно из-за пианино, софы и других громоздких предметов стали появляться другие члены круга. Им уже приходилось наблюдать оккультную практику, но ничего подобного они еще не видели.

Оказалось, что после того, как я вышла в астрал и оставила их со своим бесчувственным телом, у них произошла масса феноменов - вроде звонов колокольчиков и голосов за пределами круга. Если бы они сохранили спокойствие, то все было бы в полном порядке, но они потеряли голову и рассыпались кто куда. После того, как круг распал­ся, мое тело начало вытворять всякие фокусы - выгнулось дугой, опираясь на голову и пятки, и каким-то необъяснимым образом оказалось в дальнем углу комнаты на ногах одного из членов круга, разумеется, это не разрядило ситуацию.

Затем случилась странная вещь. Мы как раз собирались вместе, думая, что все уже позади, как вдруг какая-то сила совершенно не­известной мне природы стала бушевать вокруг круга и, по-видимому, целиком обрушилась на одного из членов круга. Он взлетел в воздух, пролетел по комнате и приземлился, к счастью для него лицом вниз в кресло, а после этого три недели был болен и лежал в постели.

В то время, когда происходило все это, отец одного из участников стал беспокоиться о нем и отправился пешком оттуда, где он жил, с противоположного конца небольшого городка, посмотреть, что у нас происходит. Подобно большинству небольших поселков, здесь обыч­но ложились спать рано, однако он сказал нам, что когда шел по поселку, то видал, что во множестве окон светился свет и были слышны детские крики на улице.

Когда я, думая об опасностях, которым подвергалась, и условиях, в которых я работала в те дни молодости, я удивляюсь, что я и мои друзья остались живы и могут теперь рассказать эту историю. Гово­рят, что Провидение специально следит за дураками, пьяницами и маленькими детьми. Я думаю, что оно присматривает также и за неопытными оккультистами и их друзьями.

Возможно будет интересно отметить, что в результате этой опера­ции, которую я так опрометчиво предприняла, девочка совершенно освободилась от власти своей матери, сразу же начала поправляться и быстро пришла в норму. По крайней мере, в этом отношении данный случай оказался вполне успешным.

Другой очень любопытный случай был описан в «Оккультном обозрении» за январь 1930 г.

«Загадочная смерть мисс Н. Форнарио, изучавшей оккультизм, привлекает в данное время внимание авторитетов. Мисс Форнарио была найдена, лежа обнаженной на унылом склоне холма на уединен­ном острове Ионы (Ионического моря?). На шее у нее висел крестик на серебряной цепочке, а рядом с рукой лежал большой нож, который был использован для вырезания большого креста в дерне. На этом кресте и лежало ее тело. Мисс Форнарио жила в Лондоне и совершила поездку на Иону ради некоторых целей, связанных с оккультизмом. Одна из служанок в ее лондонском доме заявила, что было получено письмо в котором она пишет, что пережила ужасный случай исцеле­ния. Статья в одной газете ссылается на таинственные рассказы на островах, о голубых огоньках, наблюдавшихся в окрестностях места, где было найдено ее тело; рассказывают также о какой-то человеке в плаще. Оккультисты с не меньшим интересом, чем широкая пуб­лика, ожидают любых новых известий об этом случае».

Однако никаких новых известий не поступило и по поводу этого случая можно только строить предположения. К красному, но исчер­пывающему отчету в «Оккультном обозрении» я могу добавить только одну деталь. На теле были отметины царапин.

Я близко знала мисс Форнарио, а однажды мы вместе выполнили много работы, однако за три года до ее смерти наши пути разошлись и мы потеряли друг друга из виду. Она была наполовину итальянкой и наполовину англичанкой, обладала незаурядным интеллектом и особенно интересовалась контактами с элементалиями Зеленого Луча; слишком большой интерес к ним нарушил покой моего ума, я стала нервничать и отказалась сотрудничать с ней. Я ничего не имею против разумного риска; фактически, не рискуя, нельзя достичь ничего сто­ящего в жизни; но мне казалось, что Мак (так мы звали е) хочет забраться в слишком большую глубину, - даже тогда, когда я знала ее, - и что это рано или поздно наверняка причинит ей неприятности.

По-видимому, она отправилась в астральное путешествие, из ко­торого уже не вернулась. Она была неподходящим субъектом для таких экспериментов, так как у нее был дефект гипофиза. Кто знает, что с ней случилось, - стала ли она жертвой психического нападения или она просто слишком долго задержалась в астрале и ее тело, оставленное в холодную погоду и обладая небольшим запасом жиз­ненных сил, остыло, или она перешла в одно из элементальных царств, которые ей нравились, как Суинберн, который заплывал в море. Информации, имеющейся в нашем распоряжении, недостаточ­но для формирования какого-либор мнения. Однако факты не могут быть оспорены и остаются, давая скептикам пищу для размышлений.

В заключение этой главы стоит добавить, что говоря об экспери­ментах церемониальной магии, я не имею в виду посвятительный ритуал. Конечно, ритуальное посвящение является разновидностью церемониальной магии, и таковы же фактически церковные прича­щения. Однако оккультист, использующий свои термины с некото­рой вольностью, говоря о церемониальной магии, не включает в нее посвятительные ритуалы.

Существует много разновидностей посвятительных церемоний, но и они предназначены воздействовать только на душу кандидата. С другой стороны, церемониальная магния (в техническом смысле этого термина) предназначена воздействовать на душу природы. Хотя эти две операции многовидны по своим формам, они совершенно отличны по своему типу, они имеют разные цели и достигают совершенно отличных результатов.

Среди тех, кто интересуется популярным оккультизмом, бытует сильное предубеждение против ритуальной магии благодаря осужде­нию, которому ее подвергла мадам Блаватская. Но м-м Блаватская получила тренировку в Восточной Школе и была очень мало или вообще не знакома с внутренним аспектом Западного Оккультизма, не владела она и его методами. Она рассуждала с восточной точки зрения и судила Западные эзотерические условия согласно тому, что она увидела на Востоке, где магия стала испорченной в руках Дугна и аналогичных сект.

В плотной и материалистической атмосфере Запада чрезвычайно трудно получить какие-либо результаты, заслуживающие упомина­ния, без использования некоторой формы церемониала. Даже Тео­софское Общество, основанное ею, незаметно скатилось к западным методам, приняв категорический церемониал и масонские посвяще­ния в качестве двух боковых часовен своего главного храма, и это смесь доставляет им хлопот. Движение «Назад к Блаватской», воз­можно, выдвинет в своих рядах более чистое этическое и метафизи­ческое учение, но я думаю, мы можем смело предсказывать, что оно не даст никаких практических результатов, по крайней мере в Европе.

Следует ли нам избегать церемониальных методов на том основа­нии, что они иногда, в неопытных руках или в неподходящих обсто­ятельствах, приводят к катастрофическим результатам? Не следует ли нам тогда отказаться и от автогонок, восхождений на горы, полетов или исследования радиоактивных веществ? Ведь они тоже ежегодно уносят немало жизней. Есть неоправданный риск, на который не пойдет ни один человек с головой, если можно уклониться от него, и есть оправданный риск, к которому должен быть готов каждый, кто желает возвыситься над посредственностью. Не всякий последова­тель Внутреннего Пути пригоден для церемониальной работы, так же как не каждый человек способен управлять аэропланом; однако есть люди, мужчины и женщины, для которых привкус опасности явля­ется стимулом, выявляющим лучшие стороны их характера, и они всегда будут находиться в авангарде искателей больших приключе­ний.

Часть II

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Глава IX

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОБЪЕКТИВНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ НАПАДЕНИЕМ И СУБЪЕКТИВНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

Психизм — частная причина самообмана — Неожиданно быстрое развитие ученика иногда приводит к эмоциональному расстройству — Возвращение беспокоящих воспоминаний из прошлого воплощения — К подозрениям неопытных психиков следует относиться осторожно — Комплекс «старой девы» — Реакции на фиксацию — Магнетизм адепта слишком силен для многих людей — Мошенники —- Помешанные — Пол­овой цикл в связи с психической неуравновешенностью — Случай пери­одического помешательства — Наилучший тест подлинности факта психического нападения — Исследование мотивов — Случай вообража­емого преследования — Примеры подлинного психического нападения по сравнению с вымышленными — Необходимо соблюдать осторожность при постановке диагноза

Психизм, если он подлинный, является плодотворным источни­ком самообмана. Психик неизменно очень сенситивен и внушаем. Зги качества составляют основу его дарований. Психизм не является признаком нормального развития, по крайней мере среди европей­цев; выражаясь на языке корабельных механиков, психик «обладает чересчур мощной для своего корпуса машиной». Вследствие этого он неустойчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям, и в общем выказывает те отклонения от нормального поведения, которые мы привыкли ассоциировать с артистическим гением. Если психик не тренирован, дисциплинирован, охраняется и наблюдается тем, кто разбирается в его состоянии, его психизм никогда не принесет над­ежных результатов, так как он поддается любому влиянию. Психик и невротик тесно сходны по своей реакции на жизнь, но невротик отличается от психика в том отношении, что у него вместо чересчур мощной машины для его корпуса — недостаточно прочный корпус для его машины. Однако результат тот же самый — разрыв между силой и формой с вытекающими отсюда неспособностью удерживать уравновешенный, разумный, направляющий контроль. Техника ок­культной дисциплины в значительной степени направлена на под­держание контроля противоречивых сил, компенсацию сенситивнос-ти психика и на предохранение его от нежелательных впечатлений. Ни в коем случае не следует учиться, как открывать дверь Невидимо­го, пока одновременно человек не учится, как закрывать и запирать ее.

Как было отмечено во введении, сравнительно редко бывает так, что Невидимое ходит и ищет человека. Как сказала Гусеница Алисе относительно Щенка: «Оставь его в покое и он оставит тебя в покое». Но если мы начнем изучать оккультизм или даже играться в него, то рано или поздно мы получим результаты — при условии, конечно, что используемая нами система содержит плодотворные зерна.

В случае человека, вступающего на Путь впервые, продвижение неизбежно является медленным и трудоемким; однако душа, уже принявшая посвящение в предыдущих инкарнациях, может вновь открыть психические способности так быстро, что проблема поддер­жания гармонической координации личности становится очень серь­езной. Особенно обычно для человека, впервые вступающего в кон­такт с окультным движением, испытать психическое расстройство. Это иногда приписывают то ли дурным влияниям, то ли сущностям зла. Каждый из этих выводов может оказаться несправедливым. Имеется третья возможность, которая ответственна за гораздо боль­ший процент жертв — сам факт, что сознание приходит в расстрой­ство поддействием непривычной силы. Как часто приходится видеть, что у ребенка в течение первых дней его пребывания на море во время каникул бывает повышенная температура и появляется раздражи­тельность. Это не обязательно признаки заболевания. Крепкий воз­дух, непривычная пища и возбуждение от нового окружения наруша­ют его сенситивное физическое равновесие. То же происходит с неофитом, когда он испытывает расстройство в начале своей оккуль­тной карьеры. Непривычные вибрации выводят его из равновесия и его посещает приступ оккультного несварения. В обоих случаях ле­чение одно и то же — временное ограничение диеты, вызвавшей расстройство.

Другая причина психического расстройства может лежать в час­тичном восстановлении воспоминаний о прошлых воплощениях, если они включают в себя болезненные эпизоды, особенно связанные с эзотерическим обучением. Вхождение оккультных концепций в сознательный ум и имеет тенденцию пробуждать подсознательные вос­поминания об аналогичном опыте в прошлых жизнях. Эмоция, ок­ружающая воспоминание, неизменно возвращается до появления фактической картины события. (Это одна из лучших проверок точ­ности воспоминания из прошлых жизней). Эта предвосхищающая эмоция может долго маячить на пороге сознания, пока образы не станут достаточно четкими и осязаемыми. Если эмоция, поднимаю­щаяся над горизонтом, имеет болезненную природу, она может при­чинить значительно расстройство и при отсутствии опытного совет­чика, она может быть приписана оккультному нападению или психи­ческому восприятию дурных влияний в оккультной группе, к которой неофит присоединился.

Необходимо соблюдать очень большую осторожность, делая выво­ды из психических впечатлений неопытного ученика, у которого столько же тревог, сколько у чистокровного двух годовалого живот­ного. С другой стороны, инстинктивные реакции чистой сенситив­ной души не следует игнорировать. Существуют такие вещи, как Черные Ложи и дурные сущности. Мы не должны допускать, что крики «Воле! Вол!» делали нас черствыми или беззаботными. В любом случае дискомфорт жертвы можно устранить.


4954055581697382.html
4954092110961945.html
    PR.RU™