Тема 6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе 7 страница

В отличие от индивидуальной помощи и создания групп социальной терапии использование связей с общественностью позволяет расширить масштабы социальной работы среди населения. Не случайно в ряде стран под общественностью понимаются улица, район города, церковная община, социум в целом (т.е. то, что отмечалось в теме «Технологии социальной работы в микросоциальной среде»).

Деятельность по связям с общественностью позволяет социальным службам решать различные задачи:

– информационное разъяснение специфики и реальных возможностей социальных служб;

– выявление реакции общественности на деятельность конкретных социальных учреждений;

– установление контактов с управленческими и информационными структурами, общественными организациями в интересах клиентов;

– обеспечение социальным службам необходимой поддержки со стороны государственных органов власти и местных властей в решении сложных социальных проблем;

– формирование и сохранение в общественном мнении позитивной репутации соответствующих социальных служб;

– разработка способов улучшения работы социальных учреждений и обеспечения более успешного их позиционирования в обществе:

– содействие в выпуске новых услуг, программ, проектов и др.

– формирование интереса к деятельности социальных служб;

– создание в глазах потребителей (клиентов) образа социальных служб, благоприятно отражающихся на ее услугах и т.д.

Таким образом, все задачи социальных служб по связям с общественностью можно объединить в две группы:

а) формирование положительного имиджа организации в глазах общества,

б) участие в реализации программ по продвижению.

По отношению к функциям, которые выполняют связи с общественностью, существует несколько подходов. Большинство авторов считают, что отделы или лица, отвечающие за связи с общественностью выполняют пять основных функций:

1. отношения с прессой – проявляются в предоставлении позитивных новостей и информации о деятельности организации;

2. распространение информации – предполагают проведение различных мероприятий, обеспечивающих известность организации, ее деятельности;

3. корпоративные коммуникации – осуществляют популяризацию политики организации посредством внутренних и внешних коммуникаций;

4. лоббирование – сотрудничают с представителями законодательных и исполнительных органов власти с целью содействия или противодействия принятию определенных законодательных актов;

5. консультирование – консультируют руководство по тактике формирования общественного мнения с позиции и репутации организации; дают рекомендации относительно политики организации в ситуациях, которые могут негативно повлиять на ее репутацию.

Свой вариант функций связей с общественностью обосновал д-р философских наук В.С. Комаровский. Он считает, связи с общественностью выполняют следующие функции:

- информационное обеспечение,

- экспертно-аналитическое обеспечение,

- текущая организация, координация деятельности и планирование,

- контрольная функция,

- консультативно-методическое обеспечение,

- непосредственное участие в разработке программ и решений,

- участие в создании творческого продукта. (См.: Комаровский, В. С. Государственная Служба и СМИ / В. С. Комаровский. – Воронеж : Издательство ВГУ, 2003.).

Для решения поставленных задач и реализации вышеназванных функций следует руководствоваться определенными принципами, которые являются исходными, базовыми положениями. По мнению П.Я. Циткилова, к ним относятся:

– принцип социальной ориентации, заключающийся в необходимости руководствоваться интересами широкой общественности;

– принцип открытого информирования, предполагающий предоставление организацией полной информации по интересующей ее проблеме;

– принцип обратной связи, позволяющий выявить и проанализировать мнение общественности, ее реакцию на действия и коммуникационную политику организации;

– принцип коллегиальности, предполагающий необходимость совместного с заинтересованными лицами обсуждения важных решений по обеспечению информирования и коммуникативного воздействия на общественность;

– принцип научного подхода, заключающийся в выработке эффективных технологий доверительного взаимодействия с общественностью на основе объективных закономерностей и коммуникативных особенностей различных социальных групп;

– принцип системности, позволяющий взаимодействовать с общественностью на основе целостного восприятия потребности различных социальных групп и комплексного рассмотрения факторов, влияющих на эффективность информационной и коммуникативной политики. Также системность предполагает, что должна использоваться система апробированных приемов, методов, процедур взаимодействия с общественностью;

– принцип адекватности, предполагающий соответствие структуры ПР-службы, предмета и технологий ее деятельности поставленным перед организацией целям и задачам;

– принцип мобильности, заключающийся в возможности структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

Исходя из сказанного, сегодня выделяются следующие направления деятельности связей с общественностью в социальной работе:

– работа социальных служб со средствами массовой информации;

– установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;

– взаимодействие социальных учреждений с общественными, благотворительными организациями, привлечение спонсорской помощи;

– работа социальных служб с государственными и местными органами управления;

– информирование общественности о принимаемых решениях;

– изучение общественного мнения (социально-общественный мониторинг);

– анализ общественной реакции на действия должностных лиц и организаций в целом;

– прогнозирование общественно-политических процессов;

– обеспечение организации аналитическими разработками;

– установление доброжелательных отношений внутри социального учреждения, корпоративное взаимодействие;

– формирование благоприятного имиджа социальной службы, эффективного стиля деятельности;

– взаимодействие социальных учреждений с территориальными, религиозными и этническими общинами;

– использование возможностей международных организаций и учреждений в решении социальных проблем.

Налаживание коммуникативных связей крайне важно для социальной работы. Отсутствие информации о ее деятельности может явиться существенным недостатком как для самой социальной работы, так и для населения в целом.

Большую роль в организации связей с общественностью играют средства массовой коммуникации, которые представляют собой систематическое распространение сообщений с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологических, политических, экономических или организационных воздействий на оценки, мнения и поведение людей. Сообщения распространяются через печать, радио, ТВ, кино, звукозапись, видеозапись, Интернет.

Характер и цели массовых коммуникаций как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества. Образы, навязанные нам посредством СМИ, врезаются в наше сознание более мягко, логично и лаконично, не требуют больших усилий для переработки получаемой информации. Они воспринимаются как должный факт жизни.

Информационное давление вызвано определенной логикой. Мы постоянно расширяем собственные знания о себе и о мире, стремимся понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах. В данной ситуации мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что́ именно является правильным, мы стараемся разузнать, что́ правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым, пока его наблюдаем у окружающих.

Вместе с тем, необходимо отметить, что существует группа причин, которые затрудняют организацию работы социальных служб по связям с общественностью. К ним можно отнести:

– «технические причины» – когда службы вследствие отсутствия специалистов по связям с общественностью не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о тех условиях, в которых они работают и решают проблемы;

– причины «культурно-исторического» типа – заключаются в степени общественной и социальной активности граждан, их предрасположенность к недоверию к новому, неизвестному;

– причины «ресурсные» связаны с недостаточным финансированием социального сектора, нередко отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и др.;

– «организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов. Задачи PR-специалиста непросты: 1) ему необходимо постоянно обеспечивать граждан и общественные объединения исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах организации, о нововведениях или изменениях;

2) он должен всегда стремиться к налаживанию эффективной обратной связи, учитывать общественные интересы, потребность, формировать программы целей управления и выбор метода их организации.

Необходимо отметить, что планируя работу с общественностью, важно помнить, что общественность – не некая аморфная масса. Это люди определенного возраста, социального статуса, имеющие собственную систему ценности и т.д. Иначе говоря, важно обращаться к конкретным людям, для которых информация значима или может быть таковой.

Использование технологий связей с общественностью позволяет расширить масштабы социальной работы среди населения. Приверженцы данных технологий акцентируют внимание на том, что, по сути, любая социальная проблема – не только и не столько личная, сколько общественная. Поэтому для ее эффективного решения или предупреждения необходима работа с социумом в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль связей с общественность в социальной работе?

2. Как мы понимаем категории «связи с общественностью в социальной работе»*

3. На что направлены технологии связей с общественностью в социальной работе?

4. Какие задачи решают технологии связей с общественностью в социальной работе?

5. Какие функции выполняют технологии связей с общественностью в социальной работе?

6. Какими принципами необходимо руководствоваться при организации связей с общественностью в социальной работе?

7. Каковы направления деятельности связей с общественность. В социальной работе?

Тема 13. Технологии социальной работы в микросоциальной среде и по месту жительства

1. Понятие «микросоциальная среда». Функции микросоциальной среды. Принципы работы в микросоциальной среде.

2. Организация социальной работы по месту жительства.

3. Особенности социальной работы на селе.

4. Технологии социальной работы в микросоциальной среде.

5. Роли специалиста по социальной работе в микросоциальной среде.

Вопросы для самоконтроля

Особое значение для социализации человека имеет микросоциум. В научной литературе нет однозначного толкования понятия «микросоциальная среда». Связано это с различными национальными научными традициями.

В американской научной литературе употребляется понятие «социальная работа в коммьюнити». Под ним понимают сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономически условиях на одной территории.

В английской научной литературе под community (коммъюните) принято понимать общность, общину.

В немецкой литературе понятие «социальная работа в социальной среде» соответствует понятию «коммунальная социальная работа», в которой используются пять основных методов социальной работы: индивидуальная социальная помощь, работа с группой, коммунальная социальная работа, социальное управление, исследование социальной работы. Клиентом в данном случае является «среда», под которой понимается географически обособленная территория».

В Российской Федерации принято говорить о социальной работе по месту жительства. Этого же подхода будем придерживаться и мы.

Согласно исследованиям Э. Мартинес-Бролей, подходы к пониманию микросоциальной среды условно можно разделить на две группы:

– микросоциальная среда рассматривается как объект местоположения (территории); данное понятие означает общинные отношения, для которых характерны близость и устойчивость, родственные связи;

– микросоциальная среда представляется как совокупность социальных связей, действующих в рамках определенных территориальных границ; это безличные связи, они имеют характер расчета, рациональности, отношения строятся на основе конкуренции.

Процессы индустриализации и урбанизации вызвали к жизни именно второй тип отношений и способствовали разрушению первого.

Отсюда мы можем дать определение понятию «микросоциум»:

Микросоциум:

– ближайшее социальное окружение человека – его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе

– ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

- пространственные характеристики;

- архитектурно-планировочные особенности;

- благоустроенность и развитость коммунального хозяйства, насыщенность сферы обслуживания и ее качество;

- культурно-рекреационные возможности;

- демографическую ситуацию;

- социально-психологический климат.

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. Поэтому на работу с семьей обращается самое серьезное внимание.

Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. Здесь происходит становление микросоциальной среды как специфического субъекта. Данный субъект имеет ряд социальных проблем. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.

По мнению Л. Роланда и Л. Уоррена, микросоциальная среда имеет, следующие основные функции:

– производство – распределение – потребление.

– социализация.

– социальный контроль.

– социальное участие.

– взаимоподдержка.

Данные функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. Поэтому она (микросоциальная среда) оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:

• определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения;

• осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;

• осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные

Для эффективной социальной работы в микросоциальной среде исследователи разработали общие принципы и подходы к работе в микросоциальной среде.

Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г. Репорта, являются:

- доступность обслуживания (сервиса),

- активное сотрудничество клиентов (потребителей) с социальными агентствами,

- межведомственная работа,

- развитие новой инициативы,

- создание сети поддержки,

- децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет,

- активизация подходов,

- закрытый сервис микросоциальной среды,

- подвижность.

Как и в отношении понятия «микросоциальная среда» так и в отношении понятия «микрорайон» нет единого мнения о том, как следует его определять. Это объясняется тем, что, во-первых, концепция микрорайона сложна и содержит в себе объективные и субъективные компоненты, а во-вторых, микрорайон проживания человека.

По мнению С. Кеплера (1968 г.) микрорайон: –

– то местность, отличающаяся определенными природными свойствами,

– то совокупность человеческих действий и взаимных отношений,

– то – территория, где могут, хотя и не обязательно, иметь место человеческие поступки и взаимоотношения.

Таким образом, в зависимости от характера своих интересов, исследователи, определяя понятие «микрорайон», делают акцент либо на природных характеристиках, либо на социальных связях.

Четко определившийся микрорайон может существовать даже в том случае, если его обитатели не связаны между собой тесными соседскими или эмоциональными отношениями. С этой точки зрения, микрорайон существует как городская единица.

Границы микрорайона зависят от географических характеристик территории и от ее социальных характеристик.

Потребность в жилье относится к числу насущных потребностей человека. От состояния жилищных условий населения в значительной степени зависят возможности гармоничного развития личности, затраты времени на ведение хозяйства, характер использования свободного времени, формирование и укрепление семьи, воспитание детей, уровень здоровья, трудовая и социальная активность граждан.

От жилья зависит качество жизни человека. Качество проживания в значительной мере определяется надежностью работы систем инженерного оборудования, водо-, тепло-, энергоснабжения. Только ритмичная безаварийная работа данных систем может обеспечить приемлемое существование семей.

Сокращение в свое время объемов строительства государственного жилья привело к уменьшению количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам. Приватизация большей части жилищного фонда привели к росту слабозащищенных слоев населения, которые испытывают сложности при получении квартир (бывшие воспитанники детских домов, беженцы и т.д.), а некоторые из них оказались на грани выселения из-за невозможности заплатить за жилищно-коммунальные услуги. Появились бездомные, что делает невозможным как оседлый образ жизни, так и полноценное социальное функционирование.

Таким образом, социальные последствия экономических преобразований и приватизации, снижение социального статуса и жизненного уровня большой массы жителей остро поставили социальные проблемы населения в жилищно-коммунальной сфере. Это потребовало пересмотра системы социальной защиты в сфере жилищно-коммунальных услуг. Востребованными также оказались обеспечение гарантированной социальной помощи слабозащищенным слоям населения, испытывающим сложности при решении своих жилищных проблем.

Совершенствование системы социальной защиты населения по месту жительства осуществляется по следующим направлениям:

- упорядочение существующей системы льгот,

- усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Экономическими источниками социальной защиты являются средства налогоплательщиков, страховые средства работодателей и работников, общественная и частная благотворительность.

Политика социальной защиты реализуется через законы и нормативно-правовые акты. Основными мерами реализации политики социальной защиты стало правовое обеспечение, создание государственных минимальных социальных стандартов, системы льгот и их замена денежными компенсациями. Основанием для введения льгот служат, во-первых, низкие доходы у большинства граждан (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), во-вторых, особые заслуги. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, по обеспечению топливом заключаются в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты. В настоящее время определены категории граждан, на которых распространяются установленные законодательством льготы (см. Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007 г. № 239-З с изм. и доп. вступил в силу в новой редакции 09.06.2011 г.).

Социальная защита направлена не только на прямую помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, но также на сокращение риска попадания в нее. В жилищной политике нашего государства выбраны приоритеты – отход от обезличивания в оплате жилья и коммунальных услуг, переход к дифференцированной оплате всех квадратных метров для каждой семьи и конкретное субсидирование этих метров семьям с низким прожиточным уровнем.

Исследователями были предприняты многочисленные попытки определить функции микрорайона. Сегодня выделено пять основных функций микрорайона.

Социальные функции. Микрорайоны осуществляют важные социальные действия для своих жителей (поддержка дружеских и соседних связей, способность жить в обществе, межличностное взаимодействие и социализация, взаимная помощь и неформальная поддержка). Это дает жителям психологическое чувство общности, обеспечивает поддержку со стороны значимых людей микрорайона и помогает инвалидам почувствовать свою сопричастность к общим делам.

Социальные связи. Неформальные системы поддержки (семья, друзья, соседи, коллеги по работе, естественные помощники и т. п.) всегда оказывали гораздо большую помощь нуждающимся людям, чем профессиональные работники социальных служб.

Неформальные системы поддержки на базе микрорайона могут:

- поддерживать в людях чувство благополучия и правильности поведения;

- частично принимать на себя тяжесть жизни, тем самым способствовать снижению негативных последствий жизненных стрессов;

- предупреждать появление серьезных проблем, приходя людям на помощь;

- оказывать услуги многочисленным группам (этническим и расовым меньшинствам, тем, кто не желает или не способен получать профессиональную помощь, или на кого профессиональная помощь не рассчитана);

- предлагать помощь в приемлемой форме, не заставляя людей испытывать чувство стыда и не ущемляя их самолюбия;

- оказывать помощь людям таким образом, чтобы они сами признали свои трудности, не называя их клиентами, что обязательно подразумевается при оказании помощи профессиональными специалистами.

Перечисленные достоинства неформальной помощи подчеркивают, что обе системы (профессиональные службы и неформальные системы) жизнеспособны и могут удовлетворить все потребности жителей микрорайона.

Структурно-организационные функции. В микрорайоне сосредоточены социальные институты и местные организации (школы, социальные агентства, административные учреждения, общественные организации и др.). Эти организации выполняют разнообразные программы (обеспечивают рабочими местами жителей микрорайона, способствуют формированию у них чувства причастности к делам микрорайона, помогают приспособиться к нормам и ценностям общества, предоставляют возможности для участия в добровольческой деятельности – от преподавательской и религиозной до самосовершенствования и гражданского совершенствования). Кроме того, они предоставляют социальные услуги (образование, индивидуальное консультирование, экономическую помощь) и содействуют участию жителей в правительственных программах.

Добровольческие организации, расположенные в микрорайоне, представляют собой клубы или группы при церкви; этнические, братские и социальные организации; организации на базе школы (объединения родителей и учителей); клубы кварталов, союзы соседей и корпорации развития соседских сообществ.

Организации микрорайона изыскивают дополнительные ресурсы и воздействовать на принятие решений на государственном и частном уровне по улучшения жилищных условий, санитарного состояния, транспортного обслуживания, усилению контроля за состоянием преступности; участвуют в работе служб здравоохранения и психического здоровья, обслуживания престарелых; они участвуют в программах профилактики преступности, работе с молодежью и др.

Экономические функции. В экономическом плане микрорайоны могут выполнять рыночные и защитные функции. Деньги, которые жители микрорайона могут потратить на необходимые им товары и услуги, составляют их покупательную способность. Чем больше их покупательная способность, тем больше появляется магазинов и зон отдыха, в том числе и в микрорайоне. Качество жилищного фонда в значительной мере также зависит от экономических возможностей жителей.

Политические функции. Микрорайоны являются важными политическими единицами. Хотя сфера обслуживания в большинстве городов больше не связана с деятельностью политических организаций, голосование до сих пор происходит по месту проживания, поэтому микрорайон остается сильной единицей в политике города.

Специалисты по социальной работе почти в любой практической области могут играть значительную роль, вмешиваясь в жизнь городских микрорайонов. Специалисты обеспечивают персоналом организации микрорайона, сотрудничают с агентствами, правительственными и деловыми структурами, защищая интересы микрорайона.

Социальная работа в микрорайоне осуществляется по следующим направлениям:

1. Предоставление гуманитарных услуг. Специалисты по социальной работе имеют три функциональные обязанности:

- облегчать процедуру получения социальных услуг;

- укреплять системы помощи в микрорайоне;

- развивать связи между неформальными и профессиональными структурами.

2. Организация, развитие и планирование деятельности общины. В этом отношении специалисты могут:

- помогать создавать новые организации;

- защищать интересы микрорайона;

- улаживать конфликты;

- заниматься политической деятельностью;

- обеспечивать техническую экспертизу и консультирование.

3. Помощь в создании новых организаций микрорайона.

4. Защита интересов микрорайона.

5. Улаживание конфликтов между государственными институтами, частным бизнесом и организациями микрорайона.

6. Политическая деятельность. Участие специалистов в политике на стороне микрорайона осуществляется в разных формах, начиная от помощи в регистрации избирателей и просветительской деятельности во время избирательной кампании и заканчивая руководством государственной структурой.

7. Обеспечение технической экспертизы и консультаций. Специалисты по социальной работе, имея специальную подготовку, способны помочь группам микрорайона в различных областях (планирование, развитие программ, менеджмент, сбор средств, профессиональное обучение, исследование и оценка).

Сельские регионы занимают около 90 % территории страны. Сегодня почти 30 % населения Беларуси проживает на селе. Это подчеркивает важность организации социальной работы на селе. Не случайно в Указе № 342 «О Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы», подписанном 01.08.2011 г. Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определены шесть главных направления действий, среди которых важное место занимает социальная сфера, включающая:

обеспечение занятости населения;

развитие системы социального обслуживания;

строительство жилья;

обеспечение безопасности жизнедеятельности;

предоставление коммунальных услуг;

развитие электроэнергетики и газификации;

развитие связи и информатизации;

совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования;

развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма;

развитие бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания;

юридическое обслуживание населения.

С учетом этого и строится социальная работа в сельской местности.

Цель социальной работы на селе – вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины.

Специфика социальной работы на селе обусловлена многими факторами:

• во-первых, особенностью ценностных ориентаций, психотипа сельского жителя. Он отличается: определенным консерватизмом,

основательностью,

неторопливостью,

приверженностью традициям,

терпимостью,

непритязательностью в быту,

бережным отношением к природе;

• во-вторых, социальными условиями жизни, труда, быта, досуга и, соответственно, проблемами, порождаемыми этими условиями;

• в-третьих, особенностями сельской социальной среды, которой присущи

открытость жизни каждой семьи,

тесные соседские связи,

сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений,

занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом,

близость к природе.

К факторам, значительно осложняющим социальную работу на селе, относятся:

ограниченный доступ к услугам – социальным (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др.); инженерной инфраструктуры (водоснабжению, газификации, санитарной очистке, электроснабжению, телекоммуникациям); многие сельские жители, преимущественно преклонного возраста, живут в отдаленных деревнях (нет зачастую дорог, магазинов, медпунктов, телефонов; отстают нередко от городских удобств в плане коммунального обустройства жилых домов;


4953866118443235.html
4953933148320669.html
    PR.RU™