Недедуктивные умозаключения. 1. Какое умозаключение называется аналогией?

1. Какое умозаключение называется аналогией?

1) То, которое гарантирует истинность заключения при истинности посылок.

2) В котором общее суждение обо всех элементах интересующего нас множества делается на основании рассмотрения каждого из них.

3) В котором общее суждение обо всех элементах интересующего нас множества делается на основании рассмотрения только некоторых элементов, принадлежащих данному множеству.

4) В котором суждение о присущности признака некоторому объекту делается на основании его сходства с другим объектом.

2. Каким образом можно охарактеризовать умозаключения по аналогии?

1) Как умозаключения от общего к частному.

2) Как умозаключения от единичных или частных суждений – к общим.

3) Как переход к знанию той же степени общности, т.е. от частных суждений – к частным, от общих – к общим, от единичных – к единичным.

4) Как умозаключения, которые могут осуществлять переход и к более общему, и к менее общему знанию, и к знанию той же степени общности.

3. Что является основанием умозаключений по аналогии?

1) Отношение логического следования.

2) Повторяемость интересующего нас признака у наблюдаемых объектов.

3) Сходство и различие предметов.

4) То, что некоторое условие постоянно предшествует интересующему нас явлению.

4. Какова основная роль, выполняемая выводами по аналогии в научном познании?

1) Средство доказательства гипотез и предположений.

2) Способ выделения неизвестного в рамках известного.

3) Способ формирования научных гипотез.

4) Обобщение предметов некоторого вида и мысленное выделение этих предметов по определенной совокупности общих и отличительных для них признаков.

5. Каким образом можно оценить надежность выводов по аналогии в сравнении с другими видами умозаключений (дедуктивными и индуктивными)?

1) Это самые надежные умозаключения.

2) Это наименее надежные умозаключения.

3) Они менее надежны, чем дедуктивные умозаключения, но более надежны, чем индуктивные.

4) Степень их надежности приблизительно та же, что и у научной индукции.

6. Как в умозаключениях по аналогии называется: а) объект, признак которого переносится на другой объект; б) объект, на который переносится интересующий нас признак; г) признак, одновременно присущий обоим терминам аналогии и служащий основанием для переноса интересующего нас признака? (Выберите соответствующие ответы)

1) Образец аналогии.

2) Субъект аналогии.

3) Основание аналогии.

4) Переносимый признак.

7. Что называется терминами аналогии?

1) Образец и субъект аналогии.

2) Образец и основание аналогии.

3) Субъект и переносимый признак.

4) Основание аналогии и переносимый признак.

8. Какое суждение является заключением выводов по аналогии?

1) Суждение о наличии основания аналогии у субъекта.

2) Суждение о наличии основания аналогии у образца.

3) Суждение о наличии переносимого признака у образца.

4) Суждение о наличии переносимого признака у субъекта.

9. На какие виды подразделяются умозаключения по аналогии в зависимости от характера признака, переносимого с одного объекта на другой?

1) Аналогия сложных признаков и аналогия простых признаков.

2) Абстрактная аналогия и конкретная аналогия.

3) Аналогия свойств и аналогия отношений.

4) Утверждающая аналогия и аналогия отрицающая.

10. Каковы основные причины ошибочности выводов по аналогии?

1) Переносимый признак принадлежит к тому же типу, что и признаки, составляющие основание аналогии.

2) Переносимый признак связан с признаками, составляющими основание аналогии.

3) Переносимый признак не связан с признаками, составляющими основание аналогии.

4) Переносимый признак является простым.

11. На какие виды подразделяются умозаключения по аналогии в зависимости от характера связи (детерминированности) между признаками, служащими основанием аналогии, и переносимым признаком?

1) Строгие (полные) и нестрогие.

2) Совместимые и несовместимые.

3) Прямые и косвенные.

4) Сравнимые и несравнимые.

12. Какой вывод, по существу, представляет собой строгая аналогия?

1) Научную индукцию.

2) Популярную индукцию.

3) Полную индукцию.

4) Дедуктивный.

13. В каких случаях оказывается возможна строгая (полная) аналогия?

1) Когда полностью известны все признаки сравниваемых объектов.

2) Когда известно, что какие-либо признаки сходства однозначно детерминируют переносимый признак.

3) Когда исследуются все элементы изучаемого множества.

4) Когда между посылками и заключением аналогии существует дедуктивное отношение логического следования.

14. Как называется аналогия, основывающаяся на сходстве отношений между предметами из качественно отличных областей действительности, связь которых имеет только символическое значение?

1) Аналогия свойств.

2) Аналогия отношений.

3) Фигуральная аналогия.

4) Строгая аналогия.

15. Для какого метода научного исследования умозаключения по аналогии являются одной из основных его составляющих?

1) Для дедукции.

2) Для индукции.

3) Для абстрагирования.

4) Для моделирования.

16. Какие умозаключения называются индуктивными?

1) В которых из общих суждений выводятся частные или единичные.

2) В которых из единичных или частных суждений выводятся общие.

3) В которых из единичных суждений выводятся единичные, из частных – частные, из общих – общие суждения.

4) Которые могут осуществлять переход и к более общему, и к менее общему знанию, и к знанию той же степени общности.

17. Как называется умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах некоторого класса делается на основании рассмотрения каждого из этих элементов?

1) Метод остатков.

2) Аналогия.

3) Неполная индукция.

4) Полная индукция.

18. Как называется умозаключение, выводом которого является общее суждение о множестве предметов, полученное на основании знания только некоторых предметов, принадлежащих этому множеству?

1) Метод остатков.

2) Аналогия.

3) Неполная индукция.

4) Полная индукция.


19. Схема какого умозаключения представлена ниже?

а1 имеет признак Р.

а2 имеет признак Р.

...

аn имеет признак Р.

(а1, а2, ..., аn)=А

Все предметы, принадлежащие

множеству А, имеют признак Р.

1) Полной индукции.

2) Неполной индукции.

3) Метода единственного сходства.

4) Метода единственного различия.

20. Как называется умозаключение, схема которого представлена ниже?

а1 имеет признак Р.

а2 имеет признак Р.

...

аn имеет признак Р.

(а1, а2, ..., аn)Ì А

Вероятно, все предметы (а), принадлежащие

множеству А, имеют признак Р.

1) Полная индукция.

2) Неполная индукция.

3) Метод единственного сходства.

4) Метод единственного различия.

21. Какой из видов индуктивных умозаключений, как и дедукция, гарантирует истинность заключения при истинности посылок?

1) Полная индукция.

2) Популярная индукция.

3) Метод единственного различия.

4) Метод сопутствующих изменений.

22. При исследовании каких множеств (классов) возможно осуществлять выводы с использованием полной индукции?

1) Конечных и обозримых.

2) Конечных, но не обозримых.

3) Бесконечных.

4) Любых.

23. Какой вид индуктивных умозаключений применяется для исследования конечных, но необозримых, а также бесконечных множеств?

1) Полная индукция.

2) Неполная индукция.

3) Эмпирические методы научной индукции.

4) Может применяться как полная, так и неполная индукция.

24. Каково полное название популярной индукции?

1) Индукция через простое перечисление при отсутствии контрпримера.

2) Метод единственного сходства.

3) Метод единственного различия.

4) Индукция через рассмотрение всех элементов изучаемого множества.

25. Как в популярной индукции называется суждение о наличии некоторого интересующего нас признака у всех предметов изучаемого множества?

1) Гипотеза.

2) Поспешное обобщение.

3) Индуктивное обобщение.

4) Индуктивное предположение.

26. Что в популярной индукции называют: а) примером; б) контрпримером? (Выберите соответствующие ответы)

1) Наличие у исследуемого предмета интересующего нас признака.

2) Отсутствие у исследуемого предмета интересующего нас признака.

3) Суждение о наличии интересующего нас признака у всех предметов изучаемого множества.

4) Суждение об отсутствии интересующего нас признака у всех предметов изучаемого множества.

27. Что является основанием индуктивного обобщения в популярной индукции?

1) Сходство и различие предметов.

2) Отношение дедуктивного логического следования.

3) То, что все исследуемые элементы обладают интересующим нас признаком, который регулярно повторяется при их наблюдении и при этом не встречается ни одного контрпримера.

4) То, что некоторое условие постоянно предшествует интересующему нас событию, тогда как все другие условия изменяются.

28. Какую особенность популярной индукции можно рассматривать как ее видовой признак?

1) Наличие определенного метода отбора наблюдаемых случаев.

2) Отсутствие определенного метода отбора наблюдаемых случаев.

3) То, что она, как и дедукция, гарантирует истинность заключения при истинности посылок.

4) То, что она не гарантирует истинности заключения при истинности посылок.

29. В чем состоит свойственная популярной индукции ошибка «поспешное обобщение»?

1) В том, что заключение формулируется на основании немногих, случайно встретившихся примеров.

2) В том, что при выводе заключения игнорируются встретившиеся контрпримеры.

3) В том, что заключение логически не следует из посылок.

4) В том, что заключение делается обо всех элементах изучаемого множества.

30. Как называется наличие причины некоторого явления и всех необходимых условий действия этой причины в совокупности?

1) Достаточное условие для наступления явления.

2) Необходимое условие появления явления.

3) Необходимое условие действия причины.

4) Релевантно сопутствующие обстоятельства.

31. Что такое релевантно сопутствующие обстоятельства?

1) Наличие каждого необходимого условия действия причины.

2) Сопутствующие обстоятельства, которые никак не влияют на действие причины и появление явления.

3) Обстоятельства, которые не являются необходимыми для действия данной причины, но так или иначе влияют на её действие.

4) Наличие причины некоторого явления и всех необходимых условий действия этой причины в совокупности.

32. Источником какой логической ошибки может стать отождествление последовательности явлений во времени с причинной связью?

1) «Поспешное обобщение».

2) «Смешение оснований».

3) «После этого - значит по причине этого».

4) «Предвосхищение основания».

33. Что при установлении причинной зависимости явлений подразумевается под «смешением действий»?

1) Сложение действий нескольких совместно действующих причин в одно общее результирующее явление.

2) Ошибка, состоящая в том, что в качестве причины некоторого явления (действия) рассматривается условие, не находящееся с данным явлением в причинно-следственной связи.

3) Ошибка, состоящая в том, что в качестве причины некоторого действия рассматривается явление, следующее во времени после действия и само являющееся действием этого действия.

4) Неправомерная замена одного действия некоторой причины другим действием той же самой причины.

34. В чем состоит отличие научной индукции от популярной?

1) Научная индукция гарантирует истинность заключения при истинных посылках, а популярная – не гарантирует.

2) В научной индукции применяются определенные приемы для повышения степени правдоподобия индуктивного обобщения, а в популярной индукции такие приемы не применяются.

3) Научная индукция применяется для конечных, но необозримых и бесконечных множеств, а популярная – для конечных и обозримых множеств.

4) Научная индукция – это полная индукция, а популярная – неполная индукция.

35. Для какой области знания первоначально разрабатывались методы научной индукции?

1) Для теоретических экономических исследований.

2) Для юридической практической деятельности.

3) Для гуманитарных дисциплин.

4) Для естественнонаучных экспериментальных исследований.

36. Каким образом можно сформулировать правила следующих методов: а) единственного различия; б) остатков; в) единственного сходства; г) сопутствующих изменений? (Расположите ответы в соответствующем порядке)

1) Если какое-то условие постоянно предшествует наступлению изучаемого явления, в то время как иные условия изменяются, то это условие, вероятно, есть причина явления.

2) Если какое-то условие имеет место, когда наступает исследуемое явление, и отсутствует, когда этого явления нет, а остальные условия не изменяются, то оно, вероятно, есть причина явления.

3) Если с изменением некоторого условия в той же степени меняется интересующее нас явление, в то время как остальные обстоятельства остаются неизменными, то, вероятно, что это условие является причиной интересующего нас явления.

4) Если сложные условия вызывают сложные действия и известно, что часть условий вызывает часть этого действия, то, вероятно, остающаяся часть условий вызывает остающуюся часть действия.

37. Какой метод научной индукции состоит в попытке среди условий интересующего нас явления выделить такое, которое постоянно предшествует данному явлению и которое, в дальнейшем, считается его вероятной причиной?

1) Метод единственного различия.

2) Метод единственного сходства.

3) Метод сопутствующих изменений.

4) Метод остатков.

38. Какой из методов научной индукции обращает основное внимание на различие между теми условиями, которые вызывают исследуемое событие, и теми условиями, которые данное событие не вызывают?

1) Метод единственного сходства.

2) Метод единственного различия.

3) Метод сопутствующих изменений.

4) Метод остатков.

39. Какой из методов научной индукции применяется только в тех случаях, когда возможно точно зафиксировать изменение количества предполагаемых причины и следствия?

1) Метод единственного различия.

2) Метод сопутствующих изменений.

3) Метод остатков.

4) Метод единственного сходства.

40. Какой из методов научной индукции основывается на том, что интенсивность следствия зависит от интенсивности причины?

1) Метод единственного различия.

2) Метод сопутствующих изменений.

3) Метод остатков.

4) Метод единственного сходства.

41. Какой метод научной индукции применяется тогда, когда мы имеем сложные условия сложного действия, причем и в условиях, и в действии ясно различимы их компоненты, и мы можем отделить влияние различных условий на отдельные компоненты действия?

1) Метод единственного различия.

2) Метод сопутствующих изменений.

3) Метод остатков.

4) Соединенный метод сходства и различия.

42. Каким образом изменяется вероятность истинности заключений, полученных с помощью эмпирических методов установления причинной зависимости, при их применении в гуманитарных дисциплинах и юридической практике?

1) Увеличивается.

2) Уменьшается.

3) Может, как увеличиваться, так и уменьшаться.

4) Не изменяется.

43. Какая ошибка характерна для умозаключений по методу единственного сходства?

1) «Неполный перечень условий».

2) «Перекрещивание».

3) Нарушение дедуктивного логического следования.

4) Переносимый признак не связан с признаком основания.

44. Схема какого метода научной индукции приведена ниже?


При наличии условий a, b, c, d, но не e имеет место х.

При наличии условий a, b, c, e, но не d имеет место х.

При наличии условий a, b, d, e, но не c имеет место х.

При наличии условий a, c, d, e, но не b имеет место х.

Вероятно, а есть причина х.

1) Метода единственного сходства.

2) Метода единственного различия.

3) Соединенного метода сходства и различия.

4) Метода сопутствующих изменений.

45. Какой метод научной индукции может быть представлен в виде следующей схемы?

При условиях a, b, c, d имеет место х.

При условиях b, с, d, но не а отсутствует х.

Вероятно, а есть причина х.

1) Метод единственного сходства.

2) Метод единственного различия.

3) Соединенный метод сходства и различия.

4) Метод сопутствующих изменений.

46. Схема какого метода научной индукции приведена ниже?

При условиях a, b, c имеет место х.

При условиях a, d, e имеет место х.

При условиях a, f, g имеет место х.

При условиях b, c, но не а отсутствует х.

При условиях d, e, но не а отсутствует х.

При условиях f, g, но не а отсутствует х.

Вероятно, а является причиной х.

1) Метода единственного сходства.

2) Метода единственного различия.

3) Соединенного метода сходства и различия.

4) Метода сопутствующих изменений.

47. Какой метод научной индукции изображен в виде следующей схемы?

В условиях a, b, c имеет место х.

В условиях a', b, c имеет место х'.

В условиях а", b, c имеет место х".

Вероятно, а есть причина х.

1) Метод единственного сходства.

2) Метод единственного различия.

3) Соединенный метод сходства и различия.

4) Метод сопутствующих изменений.

48. Схема какого метода научной индукции приведена ниже?

Явление АВ есть причина действия XY.

Явление В есть причина действия Y.

Вероятно, А есть причина действия Х.

1) Метода единственного различия.

2) Соединенного метода сходства и различия.

3) Метода сопутствующих изменений.

4) Метода остатков.

49. Какой метод из всех методов научной индукции считается: а) самым «сильным»; б) самым «слабым»? (Выберите соответствующие ответы)

1) Метод единственного различия.

2) Соединенный метод сходства и различия.

3) Метод сопутствующих изменений.

4) Метод остатков.


Вопрос как форма познания

1. Какова методологическая роль вопроса в процессе познания?

1) Определяет дальнейшее направление научного поиска.

2) Систематизирует и объясняет изучаемые явления.

3) Выявляет законы изучаемой области действительности.

4) Высказывает предположение о существовании, происхождении явлений и т.п.

2. Что такое предпосылка вопроса?

1) Исходная информация, содержащаяся в вопросе.

2) Информация, подлежащая выяснению.

3) Обстоятельства, вызвавшие вопрос.

4) Цель, с которой задается вопрос.

3. Укажите предпосылку вопроса: «Какая кислота не содержит кислорода?».

1) «Есть такая кислота, которая не содержит кислород».

2) «Соляная кислота».

3) «Существуют условия, при которых необходимо использование не содержащей кислорода кислоты».

4) «Существует человек, не знающий названия кислоты, которая не содержит кислород».

4. Какую предпосылку имеет вопрос: «Кто изобрел иррациональные числа?»?

1) «Существуют иррациональные числа».

2) «Существует человек, являющийся изобретателем иррациональных чисел».

3) «Существует человек, желающий знать, кто является изобретателем иррациональных чисел».

4) «Имеет место ситуация, в которой требуется знать имя изобретателя иррациональных чисел».

5. Как называются вопросы: а) направленные на установление истинности предпосылки; б) направленные на получение нового знания? (Выберите соответствующие ответы)

1) Восполняющие.

2) Уточняющие.

3) Риторические.

4) Эпистемические.

6. Как называется вопрос, предпосылка которого является ложным суждением?

1) Синтаксически некорректный.

2) Семантически некорректный.

3) Семантически корректный.

4) Эпистемически корректный.

7. Как называется вопрос, на который объективно не существует ответа?

1) Семантически корректный.

2) Синтаксически некорректный.

3) Эпистемически некорректный.

4) Эпистемически корректный.

8. Какие вопросы в логике называют сложными?

1) Вопросы, включающие в себя несколько простых вопросов.

2) Вопросы, касающиеся сложных, плохо изученных явлений.

3) Вопросы, ответами на которые являются целые объясняющие теории, потому что ответ на такой вопрос не может быть выражен в отдельном суждении.

4) Вопросы, затрагивающие интересы оппонента и поэтому создающие при обсуждении трудности психологического характера.

9. Какой вопрос является закрытым?

1) Вопрос, ответом на который может быть просто «да» или «нет».

2) Вопрос, в ответ на который необходимо назвать конкретный предмет или класс предметов.

3) Вопрос, предполагающий выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов.

4) Вопрос, истинный ответ на который уже найден.

10. Что нужно сделать, чтобы открытый вопрос преобразовать в закрытый?

1) Предложить варианты ответов к нему.

2) Найти истинный ответ на этот вопрос.

3) Завуалировать этот вопрос, сформулировать его косвенно.

4) Открытый вопрос не может быть преобразован в закрытый.

11. В чем состоит отличие сильного ответа от слабого?

1) Сильный ответ полностью устраняет познавательную неопределенность, а слабый – не полностью.

2) Истинность сильного ответа полностью обоснована, слабого – только частично.

3) Сильный ответ – истинный, слабый – ложный.

4) Сильный – это ответ, исключающий возражения, а слабый предполагает возможность дальнейшего обсуждения вопроса, на который этот ответ был дан.

12. Какой ответ называется прямым, а какой – косвенным?

1) Прямым называется ответ, являющийся истинный суждением, а косвенным – ответ, истинность которого вызывает обоснованные сомнения.

2) Прямой ответ согласуется с предпосылкой вопроса, косвенный – не согласуется.

3) Прямым называется ответ, не требующий привлечения дополнительных сведений и рассуждений, а косвенный – требующий.

4) Прямой ответ – вербализован, косвенный же – это ответ, данный с помощью невербализованных языков.

13. В каких случаях ответ считается полным, а в каких – неполным?

1) Полный – это ответ, не требующий привлечения дополнительных сведений и рассуждений, а неполный – требующий.

2) Полный ответ является обоснованно истинным суждением, неполный – суждением, истинность которого не обоснована.

3) Полный – это ответ, содержащий информацию по всем частям и элементам вопроса, а неполный – не по всем.

4) Полный – это развернутый ответ, неполными же называются ответы: «да» или «нет».

14. Какой ответ называется релевантным, а какой нерелевантным?

1) Релевантный ответ является истинным суждением, а нерелевантный – ложным.

2) Релевантный ответ содержит информацию по всем частям и элементам вопроса, нерелевантный – это ответ, содержащий информацию лишь по некоторым частям и элементам вопроса.

3) Релевантный – это ответ, согласующийся с предпосылкой вопроса, а нерелевантный – это ответ, который не согласуется с ней.

4) Релевантный – это ответ на вопрос, предпосылка которого является истинным суждением, нерелевантный же – ответ на вопрос, имеющий ложную предпосылку.

15. Предположим, мы задали вопрос: «В каком году открыт МГУ?», на который получили ответ: «МГУ был открыт по инициативе М.В. Ломоносова». Каким образом можно охарактеризовать этот ответ?

1) Релевантный, неправильный, полный, прямой.

2) Релевантный, правильный, неполный, косвенный.

3) Релевантный, правильный, полный, прямой.

4) Нерелевантный.

16. Предположим, что на вопрос: «Кто написал роман «Подросток»?» получен ответ: «Автор романа «Преступление и наказание»». Какая характеристика соответствует этому ответу?

1) Ответ неправильный.

2) Ответ прямой.

3) Ответ косвенный.

4) Ответ нерелевантный.


4952666221891998.html
4952712411071488.html
    PR.RU™